Интеграция железнодорожного транспорта Узбекистана в международную систему

Интеграция железнодорожного транспорта Узбекистана в международную систему

Перевозки железнодорожным транспортом имеют важную роль в развитии экономики Узбекистана. Это обусловлено несколькими факторами:

- во-первых: Узбекистан расположен в центральной части Средней Азии и является единственной страной, которая имеет общие границы со всеми странами региона: граничит с Казахстаном на севере и северо-западе, с Туркменистаном на юго-западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизстаном на востоке.

- во-вторых: Узбекистан занимает ключевое положение в Центрально-азиатском регионе и играет важную роль в региональных процессах.

- в–третьих: Узбекистан имеет важную особенность географического положения и наличия развитой системы транспортных коммуникаций.

- в – четвертых: Узбекистан имеет самую высокую в Центральной Азии плотность сети автомобильных дорог, составляющей 41 км на 100 км2. (для сравнения: в Таджикистане – 19,4 км на 100 км2, Киргизстане – 17 км на 100 км2, Казахстане – 4,7 км на 100 км2, Туркменистане – 2,8 км на 100 км2).

- в – пятых: являясь центром геополитического пространства Центральной Азии и оставаясь перекрестком всех наземных и воздушных коммуникаций региона, современный Узбекистан владеет уникальными возможностями участия в международном транзите.

- в – шестых: грамотно выстроенная стратегия формирования и развития международных транспортных коридоров обеспечивает экономическую безопасность Узбекистана.

Сегодня в Республике Узбекистан создаются все условия для дальнейшего развития и увеличения транзитного потенциала. Проводится строительство совершенно новых железнодорожных и автомобильных магистралей внутри страны, реконструируются и электрифицируются основные транзитные железнодорожные линии и автодороги международного значения, реконструируются международные аэропорты, создаются специализированные международные транспортные терминалы, разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база, которая будет обеспечивать беспрепятственный транзит товаров через территорию Узбекистана. Республика уже присоединилась к основным транспортным конвенциям и международным договорам, и эта работа продолжается.

Узбекистан является участником более 70 международных конвенций, соглашений и двухсторонних договоров по вопросам транспортных коммуникаций, принимает участие в ряде международных программ по их интеграции. Большинство реализуемых транспортных проектов сориентированы на увеличение транзитного потенциала страны. В настоящее время по территории Узбекистана проходят 99 маршрутов, предназначенных для транзитного передвижения иностранных перевозчиков по территории Республики Узбекистан.

Ключевым фактором эволюции мирового сообщества, как важнейшей тенденции экономического и социального развития, признана глобализация. Современную ситуацию можно охарактеризовать как эпоху формирования базисной инфраструктуры процессов глобализации. Громадный энергоресурсный, коммуникационный и военно-стратегический потенциал Центральноазиатского региона способствовал началу вхождения в него государств, географически весьма отдаленных от евразийского перекрестка (США, Китай, ЕС, Индия).

Анализ структуры мировой торговли показывает, что политическая и экономическая ситуация в каком-либо регионе воздействует на ситуацию в других регионах мира. Ряд экономистов – аналитиков полагают, что в ближайшем будущем влияние Юго-Восточной Азии, экономическая активность которой значительно возросла за последние десятилетия, как на мировую экономику, так и на экономику Европы, будет усиливаться. Восточная Азия, включая Китай, может перегнать по объёму производимого ВВП Западную Европу, а после 2020 года и Северную Америку.

По оценкам экспертов Международного Валютного Фонда ежегодный товарооборот между Европой и Азией составляет более 600 млрд. долларов. Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные финансовые и товарные потоки в начале XXI века будут сосредоточены в треугольнике США – Европа – Юго-Восточная Азия включая Китай. Уже сейчас остро стоит проблема доставки груза из Европы в Азию и обратно. Поэтому, Китай заинтересован в реализации в Центральной Азии крупных инфраструктурных проектов, более того, официально заявил о планах строительства железной дороги через территорию Киргизии, Узбекистана и Туркмении, которая свяжет КНР с железнодорожными сетями Ирана и Турции, что даст ей выход на рынки Западной Европы, в частности, через железнодорожный тоннель под проливом Босфор (запущен 29 октября 2013 года).

Транспортная система Узбекистана, наряду с усилением конкуренции с транспортниками соседних стран, должна исходить из необходимости активной интеграции в мировую транспортную систему и реализации политики сближения транспортно-коммуникационных систем стран ближних соседей. Этот шаг в свою очередь обеспечит повышение эффективности реализации транспортно-транзитного потенциала Узбекистана через более активное участие в реализации и функционировании международных транспортных коридоров, идущих по его территории.

Геостратегическое расположение Узбекистана граничащего со всеми государствами Центральной Азии, имеющего железнодорожное, автомобильное и авиационное сообщение со всеми соседними странами является ключевым фактором определяющим транспортно-логистическую систему страны в расширяющемся торгово-экономическом сотрудничестве между странами участниками ШОС и ЕАЭС.

В этих целях в Узбекистане сегодня осуществляются широкомасштабные и целевые программные меры по ускоренному и качественному развитию транспортно-логистической системы. В частности, введены в эксплуатацию железнодорожные линии соединяющие узбекский Термез с афганскими Хайратоном и Мазари-Шарифом, а также построенная при участии китайских специалистов, в рамках инициативы «Один пояс-один путь» линия Ангрен-Поп, соединившая узбекские и киргизские области Ферганской долины с центром Узбекистана и последующим выходом на территорию Казахстана и России.

Ключевыми центрами формирования грузов в рамках коридора «Восток - Запад» выступают Китай и Европейский Союз, которые одновременно формируют крупнейший сегмент международной и континентальной торговли. Китайско-европейская торговля по итогам 2018 года составила 604,604 млрд. евро, из которых на экспорт ЕС в Китай пришлись 209,906 млрд. евро, а на китайский экспорт в ЕС – 394,698 млрд. евро.

Для Узбекистана стратегический интерес в отношении международного транспортного коридора «Север - Юг» состоит, в первую очередь, в общем росте заинтересованности ведущих евразийских экономик в использовании сухопутных коридоров. Если странам-участницам «Север - Юг» удастся наладить схемы стабильной, быстрой и дешевой перевозки грузов, то одним из следствий может стать рост интереса индийского бизнеса к Узбекистану, по прогнозам, к 2025 году Индия станет 3-м крупнейшим потребительским рынком в мире, что отвечает интересам экспортеров из стран Центральной Азии.

Планируемые и в настоящее время строящиеся проекты в сфере транспортной инфраструктуры Узбекистана будут представлены в основном железнодорожными проектами, которые составляют 71 процент совокупных инвестиций в размере 8,3 млрд долл. США в транспортную отрасль. Интеграция в эти процессы и реализация таких проектов повышает геоэкономическую привлекательность Узбекистана, как связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом. Также открываются новые стратегические возможности по соединению кратчайшим путем Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона с огромными рынками государств Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока и Европы.

Однако, воплощение этих возможностей связано с несоответствием нормативно-правовых основ различных стран; технических стандартов; отсутствием унифицированной железнодорожной колеи на всем пути следования, а также высокими простоями транзитных грузов на границах из-за длительного процесса таможенного оформления в странах – участницах перевозочного процесса по маршруту от Китая до ЕС через Узбекистан. Эти причины являются серьёзным препятствием в заинтересованности Совета железнодорожного транспорта государств-членов Содружества (стран СНГ и Прибалтики) и международных железнодорожных организаций других стран.

Использованные источники:

Проект "Стратегии развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года"

Проф.Рахимова Д.Н.

Академия государственного управления

при Президенте Республики

*Публикация отражает личные взгляды автора и может не отражать официальную позицию информационно-аналитического портала review.uz

Поделиться постом

Похожие новости