Экспортный потенциал узбекских виноградников

Экспортный потенциал узбекских виноградников

Объемы производимого в Узбекистане винограда позволяют не только покрывать потребности населения, но и осуществлять экспортные поставки в значительных объемах. Экспортный потенциал винограда Узбекистана складывается из производственных возможностей, сравнительных преимуществ по урожайности, качеству, цене винограда на внешних рынках. Это делает Узбекистан потенциально основным поставщиком винограда на рынки развивающихся стран СНГ. Вместе с тем, текущая ситуация характеризуется наличием ряда проблем, решение которых позволит повысить экспортный потенциал виноградарства и виноделия.

Виноградарство в динамике

Узбекистан входит в число крупных производителей винограда в мире, а на пространстве СНГ по объемам выращиваемого винограда уверенно занимает лидирующую позицию. По данным ФАО по площадям виноградников Узбекистан в 2016-17 годах занимал 18 место в мире, а по валовым объемам собранного винограда в 2017 году занимал 17 место в мире. По данным МОВВ по общим объемам сбора винограда Узбекистану принадлежало в 2016 году 15-е место, по сбору столового винограда– 6-е место, а по сушеному винограду – 5-е место в мире.

В 2018 году общая площадь виноградников составила 150,7 тыс. га, увеличившись за 5 лет на 17%. (В 2014 году составляла 128,9 тыс. га). Общая площадь виноградников винных сортов составляет 11 500 гектаров, или 7,6% из общей площади виноградников. Основными регионами виноградарства являются Самаркандская (40,4 тыс.га), Ташкентская (19,2 тыс.га), Сурхандарьинская (16,2 тыс.га), Кашкадарьинская (15,1 тыс.га), Наманганская и Бухарская (13,9 и 13,3 тыс.га) области

В 2018 году в Узбекистане было собрано 1 564,5 тыс. тонн винограда. Из них отправлено на экспорт 13,2% (206,8 тыс. тонн), переработано винодельческой отраслью 9,4% (146,5 тыс. тонн), остальные объемы пришлись внутреннее потребление и переработку пищевой промышленности. Здесь стоит отметить, что по данным МОВВ, потребление на душу населения столового винограда в Узбекистане является одним из самых высоких в мире.

Урожайность винограда в 2018 году составила 10,4 т/га. Средняя урожайность винных сортов винограда находилась на уровне 8-10 т/га. По данным ФАО в Китае, Турции, Иране, Индии и Египте урожайность винограда находится на уровне от 16 до 21 т/га, в то время, как в Иране и Турции урожайность винограда ниже чем в Узбекистане.

В последние годы виноградарство в Узбекистане двигалось по траектории роста, увеличивались площади под виноградниками, росли объемы урожая, а также поставки винограда на экспорт. Так, если в 2012 году доля экспорта от собранного объема винограда, была 9,9%, то в 2018 году она составила 13,2%. В абсолютных значениях экспорт винограда за шесть лет увеличился на 87,9 тыс. тонн, или на 73%. В настоящее время экспорт винограда в физическом объеме экспорта плодоовощной продукции Узбекистана занимает 16%.

Повышенное внимание

Развитию виноградарства в настоящее время уделяется повышенное внимание со стороны государства. Принимаемые программы нацелены на расширения площадей под виноградники, на увеличение урожайности и снижение ресурсных издержек путем внедрения современных технологий.

В частности, Стратегией действий по развитию Республики Узбекистан на период 2017-2021 гг. предусмотрено развития интенсивного садоводства и виноградарства за счет разведения высокоурожайных, скороспелых карликовых и полукарликовых садов и виноградников на основе внедрения современных агротехнологий. Предусматривается, что ежегодно 10% имеющихся низкорентабельных садов и виноградников (26,4 тыс. га садов и 14,1 тыс. га виноградников) будут переводится на интенсивные методы современных агротехнологий. Капельное орошение будет ежегодно внедряться на 5,7 тыс. гектаров вновь создаваемых садов и виноградников. За счет увеличения посадок и доли высокоурожайных интенсивных виноградников и садов ожидается что их урожайность увеличится до 4 раз.

Кроме того Постановлением Президента от 05.02.2019 предусмотрено в 2019-2021 доведение общей площади виноградников винных сортов, пригодных для промышленной переработки, до 29 тыс. га путем создания новых виноградников на площади 23,4 тыс. га, урожай с которых позволит полностью загрузить текущие производственные мощности винодельческой отрасли.

Проблемы и решения

Вместе с тем, существуют и определенные проблемы, сдерживающие более эффективное развитие отрасли. Среди них необходимо отметить следующие. Недостаточная развитость сырьевой базы винодельческой продукции, в первую очередь разносортность и малые масштабы производства технических сортов винограда. Сокращение виноградников винных сортов и снижение их урожайности, что не позволяют полностью загружать перерабатывающие мощности по выработке готовой винодельческой продукции с высокой добавленной стоимостью. Актуальна также проблема несоблюдения технологий сбора и доставки урожая, что приводит к значительному снижению качества вина. Отсутствие специализированной службы химической защиты виноградников способствует распространению болезней и вредителей.

Решению существующих в отрасли проблем может способствовать более правильная профессиональная подборка сортов винограда, что создаст наилучшие предпосылки для получения винодельческой продукции высокого качества. В этом плане необходимо более широко использовать зарубежный опыт.

По опыту винодельческого законодательства Европейского Союза, целесообразно на законодательном уровне рассмотреть вопрос принятия разрешительных процедур, которые позволяют посадку новых виноградников только в случае, если заявитель доказал, что новые площади обеспечат производство качественных вин или столовых вин с географическими указаниями.

Целесообразно использование «концепции прецизионного виноградарства», или «точного виноградарства», принятой в о практике стран ЕС и других стран, которое заключается в дифференцированном подходе в процессе выращивания к конкретным природным условиям каждого участка произрастания винограда. Преимущество применения этих современных решений заключается в снижении затрат на управление виноградарством за счет улучшения качества и урожайности виноградников, прослеживаемости процессов и экологической устойчивости при рациональном использовании химических ресурсов.

Представляется также целесообразным развитие органических, экологически чувствительных и устойчивых виноградников в жарких засушливых климатических условиях республики.

Рентабельность виноградарства

Затраты на закладку 1 гектара виноградника около 8-9 млн. сум. (без установки шпалер).

Первый урожай с посевной площади можно получить через 4-5 лет.

Затраты производства выращивания винного сорта винограда на 1 гектаре (урожайность 100 ц/га) - 16 млн. сум.

Продажная цена 1 тонны винограда – 2,0 млн. сум.

Себестоимость 1 тонны винограда около -1,6 млн. сум.

Рентабельность - 27%.

Виноделие в дефиците сырья

В стране накоплен достаточный опыт по производству качественной винодельческой продукции, которая не раз была отмечена на международных выставках и ярмарках. Среднегодовые темпы прироста объемов производства алкогольной продукции за 2011-2017 годы составляли в среднем за год 8,7%. Стоимостной объем за этот период вырос на 52,2%. Между тем, в настоящее время данная отрасль сталкивается с проблемами организационного, структурного и системного характера.

Незагруженные мощности

Производственные мощности предприятий в 2017 году позволяли перерабатывать 200 тыс. тонн винограда, в год и производить 3,7 млн. дал виноградного вина, 19,9 млн. дал ликероводочных изделий, 118,5 тыс. дал коньяка, 187,5 тыс. дал шампанских вин, 9,3 млн. дал пищевого спирта, но они использовались не полностью. Так, переработка винограда составила в 2017 году всего 45% от производственных мощностей (или 90,4 тыс. тонн). В 2018 г. переработка увеличилась до 146 тыс. т. При этом мощности по производству виноградного вина использовались на 66%, ликероводочных изделий на 80,7%, пищевого спирта на 76,7%, шампанских вин на 20,4%.

В 2018 году предприятиями АО «Узшаробсаноат» было произведено 1,8 млн. дал вина (относительно 2017 г. наблюдается сокращение производства на 11,1%), 205 тыс. дал коньяка (рост на 3,7%), 52 тыс. дал шампанского (снижение на 32%).

Предприятиями, входящими в АО «Узшаробсаноат» в 2018 году, было экспортировано 53,1 тыс. дал вина, что составляет лишь 2,8% от всего производимого в стране вина. Коньяка экспортировано 6,5 тыс. дал, или 3,2% от объема производства. При этом экспорт виноматериалов, коньячного спирта значительно превышает экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Так в 2018 г. экспорт виноматериалов составил 1,1 млн. дал, а годом ранее 2 млн. дал. Коньячного спирта было экспортировано в 2018 году 168 тыс. дал.

Также не удовлетворяется внутренний спрос по вину и шампанскому. Согласно анкетному опросу респондентов в отношении потребления алкогольных напитков, потребление вина в Узбекистане составило 3,8 млн. дал, а производство виноградного вина составило 2,1 млн. дал (удовлетворение внутреннего спроса населения предприятиями АО ХК «Узвинпром-холдинг» всего на 55%), потребление шампанского – 142 тыс. дал. против произведенного – 116 тыс. дал. (обеспечение на 82%), потребление населением коньяка – 151,4 тыс. дал и производство коньяка составило 170 тыс. дал. (превышение предложения над спросом на 12%).

Таким образом, учитывая, что структура потребления алкогольной продукции в краткосрочный период, при прочих равных условиях, изменяется медленно, то можно ожидать растущий объем импорта вина и шампанского, по причине несвоевременного покрытия растущего потребления населением данной продукции. В связи с этим весьма актуальным является проведения комплексного исследования внутреннего рынка алкогольной продукции и объемов потребления алкоголя населением.

Виноделы Узбекистана.

В системе винодельческой отрасли действуют 62 предприятия, из них: 16 предприятий первичного виноделия, 42 по выпуску алкогольной продукции, 4 по производству этилового спирта. В их число входят 17 совместных предприятий с партнерами из России, США, Болгарии, Израиля, Латвии, Германии, Великобритании, Казахстана. Так же действуют 82 специализированные оптовые базы, в их состав входят 507 фирменных магазинов.

Предприятиями винодельческой отрасли выпускается более 160 наименований виноградных вин, 781 вид водок и ликероводочных изделий, 25 видов бренди и 13 видов игристых и газированных вин.

Проблемы в процессе устранения

Анализ винодельческой отрасли указывает на наличие следующих проблем организационного и производственного характера.

Из-за неудовлетворительного сырьевого обеспечения производственные мощности в настоящее время загружены на относительно низком уровне. Из-за этого производство вина по сравнению с ликероводочными изделиями сократилось в 2,5-3 раза. В связи с этим текущая загруженность существующих производственных мощностей не позволяет удовлетворить внутренний спрос и увеличить поставки продукции на экспорт;

За последние два десятилетия модернизированы только 25% предприятий, заготавливающих виноматериалы, а в остальных используется морально и физически устаревшее оборудование. Наряду с этим, недостаточный приток инвестиций в отрасль не позволяет технологически обновить винодельческое производство;

Для вывода отечественного виноделия на качественно новый уровень недостаточно увеличения площадей под технические сорта винограда и объемов производства вина. Виноделие является отраслью, где качество продукции для потребителя играет первостепенное значение. В связи с чем со стороны государства необходимо обеспечить действенный контроль за качеством продукции.

В настоящее время государством особый акцент делается на устранение существующих проблем и активное развитие винодельческой отрасли, которая, при наличии соответствующей сырьевой базы может стать одной из ведущих отраслей экономики и значительно нарастить экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Принятые в феврале текущего года Указ и Постановление по винодельческой отрасли позволят значительно увеличить площади промышленных виноградников и объемы урожая, что позволит решить проблему недозагрузки производственных мощностей отрасли. Кроме того, вступающие в силу с 2020 года дополнительные лицензионные требования обяжут производителей водки и ликероводочных изделий производить виноматериалы и вино соразмерно 75 процентам годовому объему производства водки и (или) ликероводочной продукции.

Еще одним важным пунктом является установление порядка, согласно которому «реализация пивоваренной продукции, игристого и натурального вина отечественного производства может осуществляться всеми предприятиями торговли, организациями, оказывающими гостиничные услуги, а также услуги общественного питания без наличия разрешительного свидетельства на право реализации алкогольной продукции».

К элитному виноделию

Наряду с вышеперечисленным, для ускоренного развития виноделия в Узбекистане целесообразно также реализовать следующие меры.

В странах – ведущих производителях вина действуют утвержденные на законодательном уровне системы классификации и маркировки вин. Сущность их сводится в общем виде к классификации качества винодельческой продукции, где основными показателями являются определенная территория выращивания винограда, из которого изготовлено вино, со своими уникальными природно-климатическими особенностями, сорт винограда, технология выращивания.

Поэтому для начала производства оригинальных, элитных и брендовых узбекских вин с высокой стоимостью необходимо провести апробацию виноградников с целью выявления высококачественных сортов, определить специализацию областей по производству типов вин. (Известно, что в Бухарской области вырабатывают качественные десертные вина, в Ташкентской и Самаркандской – сухие и крепкие и т.д.). На среднесрочную перспективу предлагается определение территорий с закреплением за ними определенных сортов технического винограда и разработке эффективных технологий для производства из этих сортов марочных вин, которым может быть присвоен статус защищенного географического указания и наименования места происхождения.

Одним из условий для развития виноделия является доступ виноградарей и виноделов к необходимому производственному оборудованию. Действенной мерой может стать создание материально-технических парков по обслуживанию и предоставлению в лизинг оборудования и сельскохозяйственной техники для виноградарства и виноделия с их территориальной доступностью для производителей. Для последующей модернизации материально-технической базы виноградарства и виноделия необходимо предпринять меры по налаживанию отечественного и локализации иностранного производства специализированного технологического оборудования с учетом современных достижений в области винодельческого оборудования.

Единая европейская классификация вин по категориям

1) Вино без географического указания. К данной категории относятся вина, не имеющие характерных признаков винодельческого региона, включает купажированные вина из стран ЕС. На бутылке могут быть указаны только сорт винограда и год урожая

2) Вино с защищенным географическим указанием (IGP/PGI). К данной категории относятся вина, изготовленные в конкретном регионе и состоят не менее чем из 85% винограда собранного в данном регионе.

3) Вино с защищенным наименованием по происхождению (AOP/DOP/PDO). Данная категория предполагает вино, географическое происхождение которого, используемые сорта винограда и методы изготовления (винификации) строго определены законом для определённой винодельческой территории.

Классификации стран ЕС считаются достаточно жесткими и ориентированы скорее на контроль традиционного производства вина и его сложившихся качественных характеристик, нежели на изменение предпочтений потребителей. В то же время системы классификации и маркировки в странах Нового Света считаются более либеральными.

Факторы, сдерживающие экспорт

Анализ текущей ситуации в виноградарстве и виноделии Узбекистана в сравнении с ведущими странами-производителями винограда и виноградной продукции показывает, что Узбекистан использует экспортный потенциал отрасли на недостаточно высоком уровне. На текущий уровень и динамику изменения экспортного потенциала виноградарства и винодельческой отрасли оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы.

За последние годы в рамках реформирования экономики и либерализации внешней торговли в Узбекистане были предприняты меры по снижению государственного регулирования экспорта плодоовощной продукции. Рост объемов экспорта овощей на 84% в 2018 г. относительно аналогичного периода предыдущего года и плодоовощной продукции на 53% (в стоимостном выражении) в первые пять месяцев текущего года свидетельствуют об эффективности проводимой политики на данном направлении. Упрощение процедур экспорта плодоовощной продукции, отказ от госмонополии на экспорт плодоовощной продукции и регулирования экспортных цен, как ожидается, продолжат оказывать позитивное влияние на увеличение экспортного потенциала плодоовощной продукции.

Экспортный потенциал столового винограда в Узбекистане объективно сдерживается внутренним спросом, ограниченным количеством крупных производителей винограда, а также недостаточной развитостью инфраструктуры и логистики. Узбекистан может нарастить экспорт свежего винограда и увеличить переработку, однако при сохранении нынешнего уровня урожайности и посевных площадей это приведет к снижению объемов винограда на внутреннем рынке, что может вызвать рост цен. Для одновременного удовлетворения внутреннего спроса и наращивания объемов экспорта необходимо увеличить посевные площади под виноградники, повысить урожайность и качественно интенсифицировать выращивание винограда.

Основными внешними рынками для узбекского винограда и продуктов его переработки являются страны ближнего зарубежья. Крупнейшими странами-импортерами являются Казахстан и Россия, на которые приходится более половины всего экспортируемого винограда. Этот факт свидетельствует о низком диверсифицированности экспорта, что дает возможность странам-импортерам настаивать на своих условиях и ценах.

Несмотря на наличие конкурентных преимуществ узбекского винограда по цене и вкусовым характеристикам, для Узбекистана рынки Китая, стран Ближнего Востока, Европы, Восточной Азии остаются неосвоенными. Основными причинами сложившегося положения являются:

  • высокие требования к качеству сельскохозяйственной продукции на внешних рынках;
  • тарифные и нетарифные барьеры, применяемые в странах-импортерах;
  • высокий уровень конкуренции на внешних рынках;
  • высокие транспортные издержки.

Цены за узбекский виноград на внешних рынках в сравнении с ценами основных конкурентов низкие. Это необходимо рассматривать и использовать как конкурентное преимущество. Однако часто разница является значительной. Так, на российском рынке средневзвешенная цена (расчеты на основе данных UN Comtrade) за турецкий виноград в 2018 году составила 1018 долл. за тонну; за индийский – 1586 долл. за тонну; за узбекский – 796 долл. за тонну; за молдавский – 939 долл. за тонну. Между тем, подобное положение не должно быть руководством к введению минимальных цен на экспортируемый виноград. Здесь, скорее, необходимо увеличивать количество потенциальных предприятий-импортеров в странах-потребителях узбекской продукции, так как при малом количестве импортеров высок риск диктата цен со стороны импортера.

В экспорте винодельческой продукции значительную долю занимает экспорт продуктов первичной переработки – виноматериалов, коньячного спирта. В то же время остается достаточно низким экспорт готовой продукции – вина и коньяка. Это во многом связано с тем, что узбекская винодельческая готовая продукция мало известна, что сдерживает на нее спрос на внешних рынках.

Экспортный потенциал в расширении

  1. Для диверсификации географии экспорта винограда свежего и сушеного, винодельческой продукции Узбекистану необходимо осваивать рынки стран Восточной Азии (Китай, Южная Корея), Ближнего Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия в отношении свежего винограда), Европы (Германия, Нидерланды, Великобритания, Польша). В тоже время, учитывая, что узбекский виноград на российском рынке занимает лишь 16%, необходимо продолжать активную деятельность по наращиванию доли на этом рынке.
  2. Снижению барьеров для отечественной продукции на внешних рынках будут способствовать переговоры с соответствующими странами по снижению нетарифных барьеров, существующих в отношении узбекской продукции на экспортных рынках. К примеру, так как Узбекистан не является членом ВТО, то на импорт товаров из Узбекистана на китайский рынок не распространяется преференциальный режим, в связи с чем на импорт вина действует таможенная пошлина в размере 180%. Необходимо также продолжить работу по формированию «зеленых коридоров» для плодоовощной продукции.
  3. Для увеличения поставок на экспорт готовой винодельческой продукции и снижения экспорта продукции первичной переработки целесообразно проработать механизм поддержки (финансирование маркетингового продвижения винодельческой продукции на внешних рынках, участия на международных выставках и ярмарках) экспорта бутилированной продукции, предназначенной для конечного потребления.
  4. Важное значение будет иметь активное продвижение бренда узбекского вина и винодельческой продукции и повышения узнаваемости продукта на традиционных и потенциальных внешних рынках сбыта винограда. В связи с этим предлагается следующее:
  • активное участие узбекской винодельческой продукции в большем количестве международных выставок, ярмарок, конкурсов, посвященных виноделию;
  • рекламное продвижение отечественной продукции через торговые дома, дипломатические представительства Узбекистана за рубежом;
  • привлечение маркетинговых и PR-компаний потенциальных стран-импортеров к продвижению узбекской продукции на местных рынках;
  • предложение отечественных вин туристам, посещающим Узбекистан.
  1. Необходимым условием повышения экспортного потенциала виноградарства является формирование эффективной и развитой агрологистики. В связи с этим требуется ускорить создание агрологистических центров, предоставляющих широкий спектр услуг по хранению и транспортировке продукции, отбору и упаковке продукции в соответствии с требованиями, предъявляемыми на внешних рынках. В то же время данные агрологистические комплексы должны предоставлять консалтинговые услуги агропроизводителям по вопросам конъюнктуры агропродовольственных рынков, предъявляемым требованиям к плодоовощной продукции на рынках стран-импортеров.
  2. Развитие энотуризма. Необходимо уделить повышенное внимание развитию винного туризма, который может сыграть существенную роль в популяризации отечественного виноделия. Однако, в условиях, когда узбекские вина не пользуются популярностью на внешних рынках, энотуризма в нашей стране фактически не существует. В данном ракурсе предлагается включать посещение туристами виноградников и виноделен в турмаршруты по историческим местам и гастрономические туры. В гастрономических маршрутах предусмотреть подачу отечественного вина к определенным блюдам узбекской кухни. Комбинирование различных видов туристических маршрутов успешно практикуется в мире, где, к примеру маршруты в рамках энотуризма, включают в себя и посещение исторических мест, и наоборот.

Как поддерживают экспорт вин

Грузия

Экспортная политика Грузии предполагает поддержку экспорта в форме содействия участию экспортеров в международных выставках и миссиях торговых делегаций. Через Агентство "Enterprise Georgia" Министерство экономики осуществляет использование бюджетных средств для продвижения экспорта следующим образом:

обеспечивает доступ к информации о грузинских экспортно-ориентированных компаниях, работающих в разных отраслях;

предоставляет консалтинговые услуги в области торговли;

организует торговые миссии;

ведет календарь выставок по всему миру и предоставляет бюджетную поддержку грузинским производителям для участия в этих мероприятиях;

участвует в подготовке секторальных исследований с акцентом на экспортный потенциал продуктов цепочки добавленной стоимости.

В Грузии действует Национальное агентство по виноделию, которое является государственным учреждением при Министерстве сельского хозяйства, и Ассоциация «Грузинское вино».

Реализуется «Программа популяризации грузинских винных товаров и виноделия». В 2016 году размер финансирования данной программы из бюджета Министерства сельского хозяйства составил 1,9 млн. долл. В рамках программы грузинские компании принимают участие в различных известных международных выставках и международных винных конференциях. Кроме того, проводятся винные туры по Грузии. Также проведено генетическое исследование грузинского винограда, публикации которого были представлены грузинским и международным организациям.

Армения

В Армении с целью продвижения сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки предусматривается осуществление следующих мероприятий:

реклама и формирование общественного мнения в зарубежных странах относительно армянской продукции;

издание буклетов и каталогов армянской продукции, изучение материалов относительно рынков сбыта в зарубежных странах и предоставление их соответствующим заинтересованным организациям;

организация и проведение дегустаций в зарубежных странах с целью формирования бренда армянской продукции;

оперативное рассмотрение вопросов, связанных с организацией транспортировки, таможенным оформлением и представлением отчетности по отгрузке плодов, овощей, бахчи и продукции их переработки;

организация мониторинга за выполнением прогнозных параметров поставки свежей и переработанной сельскохозяйственной продукции на экспорт.

Практически все вышеназванные мероприятия проводятся Фондом развития Армении, Экспортным страховым агентством Армении, а также Торгово-промышленной палатой и Советом по содействию экспорту. Поддержка участия в международных выставках зачастую оказывается фондами при министерствах (например, Фонд виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства поддержал участие 14 производителей в фестивале «ProWein» в Германии).

Молдавия

В Молдавии действует Национальное бюро винограда и вина при Министерстве сельского хозяйства, регионального развития окружающей среды. Деятельность этого бюро финансируется из Фонда винограда и вина. Источниками средств Фонда являются обязательные взносы производителей виноградно-винодельческой продукции, средства, выделяемые из государственного бюджета и др. Поддержка осуществляется в виде компенсации расходов на участие и организацию выставок, ярмарок, конкурсов агропродовольственного профиля, а также расходов на регистрацию продукции с защищенным географическим указанием, наименованием места происхождения товара и гарантированным традиционным качеством. Сумма государственной поддержки должна составлять не более 50% от величины расходов.

Экономическое обозрение №8 (236)

Поделиться постом

Похожие новости