Закончился 2019 год. Для сферы налогообложения это год был широкомасштабной реформы. Фундаментальные основы прежней налоговой системы формировались в условиях переходного периода с соответствующими целями и задачами. В условиях либерализации экономики, отмены многих барьеров для внешнеэкономической деятельности, усиления интеграционных процессов, установления новых приоритетов социально-экономического развития - она уже не могла эффективно функционировать.
Несмотря на реализованные за последние годы меры, система оказалась не в состоянии решать новые, сложные задачи, так как исчерпала свои потенциальные возможности и требовало больших расходов на ее обслуживание.
Сложность при ее администрировании, значительные налоговые льготы, отсутствие полноценного зачета НДС – все это создавало не одинаковые условия конкуренции, ослабляло стимулы для активизации инвестиционной деятельности. Многократное обложение налогами и платежами фонда оплаты труда, использование прогрессивной шкалы НДФЛ способствовало уходу от налогообложения и расширению теневой сферы. Это также приводило к росту налоговой нагрузки на деятельность юридических и физических лиц, функционирующих в официальной сфере экономики. В конечном счете, это сдерживало рост доходов занятых лиц, предприятий и Госбюджета страны в целом.
С 1 января 2019 г. страна перешла на использование новой системы налогообложения. Так, в соответствии с требованиями Концепции совершенствования налоговой политики, принятой 29 июня 2018 г., в Узбекистане с 2019 г. были отменены обязательные платежи в целевые фонды с выручки предприятий, снижена ставка налога на прибыль, расширена сфера применения НДС, упрощена система налогового администрирования.
Среди реализованных мер, важное значение имеет введение с 2019 г. плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с единой ставкой в размере 12% для всех налогоплательщиков, отменена страховых взносов в размере 8% от фонда оплаты труда (ФОТ) и необлагаемого вычета из дохода работника. Ставка единого социального платежа (ЕСП) снижена с 15% до 12% для малых предприятий и с 25% до 12% - для крупных субъектов хозяйствования. Кроме того, отменен порядок уплаты работодателем минимального размера ЕСП. В то же время, сохранен порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4-х кратного МРЗП (с 1 сентября 2019 г. взамен МРЗП введены минимальный размер оплаты труда, базовая расчетная величина и базовая величина исчисления пенсии).
Давайте посмотрим, как введенные новшества по уплате НДФЛ повлияли на формирование бюджетных средств и стимулирование роста заработной платы. Для этого сравнение эффективной ставки НДФЛ, ЕСП, обязательных страховых взносов, а также - оценка общей налоговой нагрузки на ФОТ.
До 2019 г. в сфере уплаты НДФЛ имелся ряд системных проблем. Действие прогрессивной, дифференцированной шкалы НДФЛ способствовало некоторому выравниванию уровня доходов населения. Однако, его использование усложнило систему администрирования НДФЛ и требовало больших расходов на его сбор. Работники оплачивали НДФЛ по шкале от 0 до 22,5%, а его эффективная ставка составила около 13%, т.е. среднестатистический работник оплачивал 13% от своей зарплаты в качестве НДФЛ. Занятые также оплачивали 8-процентные обязательные страховые взносы. В итоге общая совокупная ставка налогообложения ФОТ составляла около 21%.
Работодатели, в свою очередь, оплачивали ЕСП, который начисляется на ФОТ по двум ставкам в зависимости от используемого режима налогообложения: 15% (малый бизнес) и 25% (крупный бизнес). Кроме того, действовал порядок обязательной уплаты минимального размера ЕСП в размере не менее 65% от МРЗП. В целом, общая налоговая нагрузка на работодателя, установленная на ФОТ, составляла около 24,3%.
В этих условиях со 100 сумов заработной платы в бюджет поступало около 45,3 сумов налогов и платежей (НДФЛ, обязательные страховые взносы граждан, ЕСП). Это было невыгодно для работодателя и работника. В условиях высокой конкуренции не каждая фирма могла перенести эти расходы на себестоимость продукции, что отразилось бы на росте ее цены и потере конкурентоспособности. Поэтому, многие предприниматели выдавали часть заработной платы занятым работникам в «конвертах», т.е., без уплаты налогов. Высокая ставка налогов на ФОТ способствовала сокрытию работодателями реальной численности работников и ФОТ. Действие этого фактора препятствовало росту заработной платы и способствовало расширению «теневой» сферы.
За 2018-2019 гг. В результате налоговой реформы эффективная ставка ЕСП сократилась с 24,3% до 12,0%, НДФЛ – с 12,9% до 12%, а налоговая нагрузка на ФОТ снизилась с 45,3% до 24%. В настоящее время ситуация со стимулированием роста оплаты труда существенно изменилась. Так, в 2019 г. на 100 сум заработной платы уже приходится уплачивать в бюджет не 45,3, а лишь 24 сума налогов и платежей.
В целом реформа налогообложения физических лиц позволила создать условия для легализации бизнеса и повышения оплаты труда. Так, по предварительным оценкам, за январь-ноябрь 2019 г. зарегистрировано в качестве налогоплательщиков НДФЛ дополнительно 862,9 тысяч человек.
Введение плоской шкалы НДФЛ наряду со снижением ставки ЕСП, а также расширением охвата плательщиков данного налога за счет отмены налоговых льгот отдельным категориям населения увеличило доходы Государственного бюджета по данному платежу с 6,4 трлн. до 12,4 трлн. сум или почти в 2 раза. Доля поступлений по НДФЛ в ВВП страны, по предварительным оценкам, повысилась с 2,15% в 2010 г. до 2,38% - в 2019 году.
Таким образом, несмотря на сокращение налоговой нагрузки на ФОТ, поступления в Государственный бюджет Узбекистана по НДФЛ не только не сократились, а наоборот, возросли. Реализация этой меры уже приводит к сокращению теневой занятости. Учитывая, что с 2020 г. в республике вводится в действие новый Налоговый кодекс, то по итогам 2020года уже можно будет сделать полноценные выводы об эффективности введенных новшеств, их влиянии на занятость, размеры заработной платы и доходы Госбюджета.
Эксперт, доктор экономических наук - С. Воронин
Оставить комментарий