К «Лучшему труду» сквозь вихри пандемии

К «Лучшему труду» сквозь вихри пандемии

Вызовы пандемии

С какими вызовами столкнулся рынок труда Узбекистана в период пандемии COVID-19?

– Да, действительно, пандемия COVID-19 стала величайшей угрозой глобального масштаба, отразившейся на состоянии национальных экономик всех стран. Разрушительное воздействие коронавируса, в том числе и на рынок труда, мы видим по всему миру. Узбекистан в этом ряду не исключение.

В период разгара карантина из-за введенных ограничительных мер мы столкнулись с интенсивным ростом безработицы, в частности, в секторе малого и микробизнеса.

Если большинство бюджетных организаций продолжили свою работу и сохранили рабочие места, то в секторе малого бизнеса 55%, а среди микрофирм 60% временно прекратили свою деятельность.

Пандемия также затронула и неформальный сектор занятости, который сегодня составляет более 5,5 млн. человек, или около 42% от общего числа занятых в стране.

Остро встала проблема уязвимых слоев населения, число которых увеличилось с введением карантинных мер, в частности, еще и за счет потери доходов самозанятого населения.

Пандемия оказала сильное влияние и на внешнюю трудовую миграцию. Из-за введения ограничительных мер многие трудовые мигранты не смогли выехать из страны, некоторым пришлось вернуться обратно, а оставшиеся в странах трудоустройства оказались в сложной ситуации.

Если на начало года в I квартале 2020 года уровень безработицы составлял 9,5%, то в разгар карантинных ограничений этот показатель поднялся до 13,2%, то есть число незанятого населения увеличилось почти на 500 тыс. чел., к концу года этот показатель снизился до 10,5%, но так и не достиг прошлогоднего уровня. В 2021-2022 годах будет продолжена работа и мы надеемся достичь уровня безработицы докарантинного периода, т.е. 9-9,4%.

Думается, что по мере улучшения ситуации с пандемией и возвращения экономики к докарантинным темпам развития будет возрастать спрос на рабочие руки в таких секторах, как капитальное строительство, сфера услуг, туризм, IT и ряд других. Активное городское развитие в течение ближайших 3-5 лет может привлечь дополнительные потоки трудовых ресурсов из сельской местности и снизить отток квалифицированных специалистов урбанистических профессий в зарубежные страны.

Какие меры были предприняты Министерством занятости и трудовых отношений Узбекистана для поддержки населения во время карантина? Какие новые инструменты были разработаны в этом году и насколько оперативно и эффективно их удалось внедрить в практику?

– Министерством труда в 2020 году проделана большая работа как по трудоустройству, так по оказанию социальных услуг и помощи более чем 1 млн. граждан. В январе-декабре 2020 года в центры занятости за содействием в трудоустройстве обратилось свыше 1 миллиона человек. Были трудоустроены 362,8 тыс. граждан, 521, 7 тыс. человек (в том числе 278,5 тыс. женщин, 175,5 тыс. молодых людей) были задействованы в общественных работах, 89,7 тыс. безработных оказывалась материальная поддержка, выплачивались пособия по безработице.

Поскольку ситуация уникальна сама по себе и с такими вызовами человечество еще не сталкивалось, Министерство разработало и внедрило новые инструменты для смягчения воздействия пандемии на рынок труда.

Наша задача – добиться максимальной эффективности в использовании этих инструментов, касается ли это вопросов, связанных с удаленным графиком работы, организацией дополнительных выплат и др.

Новшеством, внедряемым с этого года, становится и деятельность региональных моноцентров «Ишга мархамат» и моноцентра «Ишга мархамат» в г. Ташкенте, где можно приобрести профессиональные навыки по более чем 20 специальностям, а также Центров обучения трудовых мигрантов строительным и другим востребованным специальностям. С января 2020 года по май 2021 года по направлениям органов труда прошли профессиональное обучение более 113 тыс. безработных. Из Государственного фонда содействия занятости выплачено стипендий и оплаты за обучение в размере 53,8 млрд. сумов, а также выделено субсидий работодателям в размере 11,5 млрд. сумов на повышение квалификации 4,8 тыс. работников.

Из Государственного фонда занятости населения 7,4 тыс. безработных, желающих открыть свое дело, были предоставлены субсидии на государственную регистрацию, оплату страховых полисов по кредитам в размере 2,1 млрд. сумов, а также предоставлены субсидии работодателям в размере 1,4 млрд. сумов за трудоустройство 546 малообеспеченных лиц сверх квоты.

Другое направление – это содействие занятости в аграрном секторе и на приусадебных участках: установка и оборудование теплиц, содействие в формировании уставных фондов сельхозкооперативов, приобретении саженцев и семян, поливного оборудования. Созданы 559 сельскохозяйственных и швейных кооперативов, к деятельности которых привлечены 27,6 тыс. безработных, выделены 59,7 млрд. сумов субсидий на возмещение доли членства в уставном фонде кооперативов. На освоение приусадебных участков 41,1 тыс. малообеспеченных семей, в первую очередь включенных в «Железную книгу» («Темир дафтар»), получили субсидии на сумму 133,2 млрд. сумов для строительства теплиц, закупку семян и саженцев, поливного оборудования.

За счет ресурсов Фонда общественных работ за период с января 2020 года по май 2021 года привлечены 592 тыс. человек.

Как это ни парадоксально звучит, пандемия, отразившаяся на сокращении рабочих мест в некоторых сферах, в то же время позволила привлечь часть незанятого населения к работе, связанной с противоинфекционными мероприятиями.

Так, 14,3 тыс. человек приняли участие в дезинфекции махаллей, улиц, рынков и общественных мест, 9,3 тыс. – в контроле за соблюдением карантина, 6 тыс. – в уходе за одинокими престарелыми, инвалидами и другими категориями лиц, нуждающимися в опеке и заботе, и т.д.

Несмотря на признание в последние годы серьезного прогресса в области защиты труда и прав работников в Узбекистане, в этой области все же встречаются случаи нарушений на местах. Какова роль Министерства занятости и трудовых отношений в решении данных вопросов?

– Некоторые из проблем, которые вы имеете в виду, особенно остро проявились в период пандемии, когда, к примеру, участились неправомерные увольнения, отказы от выплаты заработной платы и пособий по беременности и родам. Таким явлениям мы должны активнее противостоять, предотвращая любые формы дискриминации на рынке труда, особенно по половому или возрастному признаку.

Так, в 2020 году во время пандемии COVID-2019 Государственная трудовая инспекция рассмотрела 8,2 тыс. обращений граждан по вопросам нарушения трудового законодательства и дискриминации на рабочем месте, из них 3 тыс. обращений женщин. По итогам проверок восстановлены трудовые права 3,6 тыс. граждан, в том числе 1,2 тыс. женщин. Мы не закрываем глаза на возникающие проблемы, а стремимся к их последовательному решению.

Так, в связи с необходимостью срочного перевода работников на режим удаленной работы министерство внедрило «Положение о временном порядке перевода работников на работу в дистанционном режиме работы». Приоритет на право работать удаленно предоставляется беременным женщинам, пожилым людям, инвалидам и работникам с хроническими заболеваниями. Работник обеспечивается необходимыми техническими средствами для связи с работодателем, сохраняется полный размер его заработной платы с учетом добровольного распределения рабочего времени, а также права на отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности и другие права, предусмотренные законодательством.

Благодаря этим и другим мерам нам удается минимизировать негативное влияние пандемии на рынок труда, на уровень безработицы. Мы стремимся к использованию передового зарубежного опыта в этом направлении, имплементации в национальное законодательство международных норм, сотрудничеству с международными институтами и структурами гражданского общества, заинтересованными в конструктивном диалоге и взаимодействии в решении проблем, возникающих в различных сегментах рынка труда. И мы открыты для такого диалога со всеми.

Особенности рынка труда

В соответствии с проведенными Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) расчетами, доля занятых в неформальном секторе составляет примерно 40% от экономически активного населения страны (или 43% от числа занятых в стране). Как Министерство занятости и трудовых отношений планирует бороться с «теневой» занятостью, использовать упрощенные формы легализации трудовых отношений?

– По итогам 2020 года неформальный сектор занятости (без учета мигрантов) в Узбекистане охватывает, по нашим данным, 42,8% от общей численности занятого населения. Неформальный сектор отличается гибкостью, динамизмом и является источником дохода для значительной части населения.

Правительство принимает меры, направленные на легализацию неформальных трудовых отношений. В частности, в течение последних лет: существенно снизилось налоговое бремя, благодаря принятию новой редакции Налогового кодекса; приняты меры по стимулированию добровольного участия неформально занятых в системе социального страхования; с 1 июля 2020 года введен упрощенный порядок самозанятости; в проекте новой редакции Трудового кодекса предусмотрено совершенствование механизма регламентации труда работников, вовлеченных в дистанционные и надомные форматы трудовых отношений и др.

Однако до сих пор имеются определенные проблемы и риски в сфере сокращения неформальной занятости. В первую очередь, это риск расширения неформального сектора в силу все большего вовлечения Узбекистана в новые глобальные мировые тренды рынка труда, усилившиеся в период пандемии, которые заключаются в быстром расширении масштаба нестандартных форм занятости (удаленной, сезонной, временной, платформенной и др.). Кроме того, продолжает оставаться низкой защищенность значительной части трудоспособного населения, работающего в неформальном секторе (низкий и нестабильный доход, случайность работ, нарушение трудовых прав, отсутствие системы социальной защиты и др.).

В связи с этим ведется последовательная работа по повышению уровня защиты работников, независимо от статуса занятости (формальная, неформальная) и организационно-правовых форм работодателей. В частности, эта работа включает в себя: упрощение процедур найма на работу и снижение бюрократических издержек; расширение действия норм социального страхования на неформально занятых лиц; установление минимального уровня социальной защиты, гарантирующего базовый уровень социального обеспечения для всех работников; расширение доступа к финансированию и кредитованию.

Важным инструментом в снижении неформального сектора будет являться «Единая национальная система труда», действующая с января 2020 года, которая объединяет 532,3 тыс. работодателей и включает данные о 4,8 млн. сотрудников.

В настоящее время на основе изучения зарубежного опыта подготовлены предложения по установлению ответственности за невключение информации в «Единую национальную систему труда» в законодательство. В странах с подобными электронными программами, например в Азербайджане, действуют высокие штрафы и санкции для тех, кто не заключает трудовые договоры в электронном виде. В Беларуси штраф по этим нарушениям устанавливается в размере, равном от 5 до 15 раз к базовой сумме расчета, в России – в размере, равном от 20 до 30 раз к базовой сумме расчета, а в Южной Корее предусмотрен штраф в 10 тысяч долларов США.

По результатам мер, принимаемых по сокращению неформального сектора в экономике ожидается, что снижение доли неформального сектора занятости к 2030 году составит до 30% от общей численности занятого населения, а охват социальным страхованием от потери работы достигнет 25% лиц из числа неформально занятых категорий работников. Также ожидается, что уровень участия населения в программах профессионального обучения на протяжении всей жизни достигнет 30% от численности лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

Имеются ли проблемы с трудоустройством женщин и что делается в направлении обеспечения женской занятости?

– Да, определенные проблемы с занятостью женщин имеются. Для более тщательного изучения данного вопроса в этом году совместно с Федерацией профсоюзов Узбекистана и Министерством махалли и поддержки семьи опрошено 6,38 миллиона женщин. В ходе этого масштабного исследования выявлены 253,2 тыс. безработных женщин, нуждающихся в социальной защите. Из них 131,2 тыс. нуждаются в трудоустройстве, 36,4 тыс. – в профессиональном обучении, 69,9 тыс. – в получении субсидий для предпринимательской деятельности и др. На основе этого исследования был сформирован адресный лист по каждому району (городу), махалле, квартире и занесен в специальную «Женскую книгу» («Аёллар дафтари»). Из женщин, занесенных в «Женскую книгу», на сегодняшний день было трудоустроено 167,7 тыс. человек, в том числе 131,3 тыс. женщин трудоустроены за счет имеющихся вакансий и квотных рабочих мест.

Одна из наших важнейших задач – обучить безработных, особенно женщин, профессиям и предпринимательским навыкам.

У нас есть конкретные планы по обучению 36,4 тыс. женщин 18 профессиям и предпринимательству, на что выделены 68,8 млрд. сумов. В полной мере будут использоваться возможности соответствующих образовательных учреждений в каждом регионе. Пока в этом году на эти цели выделены 3,9 миллиарда сумов. Женщин обучают не только традиционному шитью, вышивке, ручному ткачеству ковров, ювелирному делу, но и современным профессиям, например, это бухгалтерия с использованием компьютерных программ, мода и дизайн, гостиничные услуги, батлер, лечебный массаж, эстетическая косметология, нэйл- и бьюти-стилист, кейтеринг и др.

Сегодня официальный уровень безработицы среди 18-30-летних граждан составляет около 16%. В своем Послании глава государства одними из актуальных направлений определил поддержку молодежного предпринимательства и обеспечение занятости через профессиональное обучение. Что делается в этом направлении и какие имеются результаты?

– На сегодняшний день в «Молодежную книгу» («Ёшлар дафтари») страны внесены 672,9 тыс. безработных молодых людей. Были определены 8 наиболее важных направлений активных программ на рынке труда, нацеленных на содействие их занятости.

В I квартале текущего года органами по труду оказана помощь в трудоустройстве 73,2 тыс. безработной молодежи, на что из средств Фонда содействия занятости и Фонда общественных работ были израсходованы 37,2 млрд. сумов. Было оказано содействие трудоустройству 33,3 тыс. молодых людей на постоянную и резервную работу на предприятиях и в организациях, а 10,5 тыс. были привлечены к временно оплачиваемым общественным работам. За счет субсидий в размере 10,2 млрд. сумов, выделенных из Государственного фонда содействия занятости, было обеспечено трудоустройство почти 4 тысяч молодых людей путем их вовлечения в предпринимательскую деятельность.

Одной из важнейших задач является обучение безработной молодежи профессиям и предпринимательским навыкам, и планируется содействовать трудоустройству 38 тыс. молодых людей, включенных в «Молодежную книгу», посредством обучения 18 профессиям и предпринимательству. На сегодняшний день 18,9 тыс. молодых людей направлены на различные виды обучения. Материальная поддержка на сумму 8,9 млрд. сумов оказана 6500 безработным молодым людям.

Именно профессиональное обучение может успешно помочь решить проблему молодежной безработицы.

Одними из главных задач в этом контексте становятся профессиональное обучение безработных граждан, развитие у них востребованных на рынке труда навыков и компетенций. Показателен в этом отношении пример столичного моноцентра «Ишга мархамат», который уже упоминался нами в беседе. Но о нем стоит рассказать подробнее. Здесь предоставляется весь комплекс услуг для безработных граждан, начиная от постановки их на учет до обучения одной из 22 востребованных профессий. Дополнительно здесь можно пройти языковые курсы и обучиться навыкам предпринимательства. Эта модель профессионального обучения будет распространяться на все регионы республики, где созданы 30 центров по профессиональному обучению безработных. Помимо учебных курсов в моноцентрах, будут функционировать центры оценки компетенции. Их задача – определение уровня профессиональной подготовки обратившихся. Любой наш соотечественник, владеющий той или иной специальностью, сможет сдать экзамен и получить сертификат, подтверждающий его компетенцию.

Мы приступили также к внедрению стандартов оценки профобучения по системе World Skills International. Узбекистан стал 83-й страной, в которой профессиональное обучение соответствует принятым в данной ассоциации международным требованиям. Пока они только внедряются по всей республике, и ближайшая цель – признание наших национальных стандартов на территории России, а затем и в других странах. Эти и другие меры, предпринимаемые в данном направлении, позволят сделать наш кадровый потенциал еще более привлекательным для зарубежных инвесторов.

От принудительного труда - к Better work

Сейчас разрабатывается Стратегия по повышению занятости населения. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Какие акценты в ней предполагается поставить и когда ее планируется принять?

– Стратегия содействия занятости населения Республики Узбекистан определяет ключевые приоритеты по стимулированию занятости на период до 2030 года, в которой особое внимание уделено созданию условий для расширения легальной, достойной и устойчивой занятости, а также усилению инклюзивности проводимой на рынке труда политики.

Стратегия включает Систему целевых показателей и «дорожную карту». Целевые показатели охватывают наиболее важные направления Стратегии, позволяя оценивать прогресс в достижении поставленных целей и задач. Они также во многом согласуются с принятыми Республикой Узбекистан индикаторами национальных Целей устойчивого развития, а также с международными обязательствами, принятыми Узбекистаном согласно основополагающим конвенциям Международной организации труда.

Стратегия подготовлена нашим министерством при содействии Международной организации труда и в сотрудничестве с Федерацией профсоюзов Узбекистана и Конфедерацией работодателей Узбекистана. Документ прошел согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с МОТ и другими международными партнерами.

Стратегия охватывает период с 2021 по 2030 годы и делится на два основных этапа. Первый этап (2021-2025 гг.) будет направлен на формирование правовых, организационных, информационных и иных предпосылок для реализации приоритетных направлений, обозначенных в Стратегии. Также будет продолжена работа по программам и мерам, уже реализуемым МЗТО в сфере стимулирования занятости.

На втором этапе (2026-2030 гг.) основное внимание будет сосредоточено на расширении охвата целевых групп программами и мерами на рынке труда, совершенствовании используемых инструментов и механизмов, повышении результативности принимаемых усилий на основе системного мониторинга и оценки.

Что можно сказать о неоднократно звучавших в предыдущие годы претензиях к Узбекистану по поводу принудительного труда? Как обстоит с этим дело сейчас?

– Проводится большая работа по совершенствованию национального законодательства в области недопущения принудительного труда. В выходящих правительственных документах особое внимание уделяется усилению ответственности за принудительный труд. В частности, серьезно ужесточены административные штрафы и введена уголовная ответственность за принуждение к труду. В настоящее время нашим министерством прорабатывается вопрос присоединения к целому ряду Конвенций МОТ, связанных с защитой труда.

27 января 2021 года Министерством занятости и трудовых отношений совместно с Международной организацией труда проведен международный круглый стол на тему: «На пути к устойчивому развитию через достойный труд», на котором МОТ презентованы итоги «Мониторинга третьей стороной». По информации МОТ, в прошлом году при сборе урожая хлопка только 4% сборщиков работали в принудительном порядке, что на 33% ниже, чем в 2019 г., а 67% опрошенных МОТ сборщиков положительно оценили созданные условия труда.

Также международной коалицией «Коттон Кампейн» впервые дана положительная оценка достигнутому прогрессу в сфере предотвращения использования принудительного труда во время сбора урожая хлопка в 2020 году.

Вместе с тем, в материале, опубликованном «Коттон Кампейн», даны рекомендации по улучшению положения дел в данной сфере. В частности, отмечена необходимость ускорения процесса принятия Кодекса о негосударственных некоммерческих организациях, подчеркнута важность создания благоприятных условий для формирования профсоюзов фермеров и сельскохозяйственных работников и отмечена необходимость расширения прав фермерских хозяйств по свободному заключению контрактов с текстильными кластерами и установлению закупочных цен. Так что работа по искоренению принудительного труда вместе с МОТ и «Коттон Кампейн» будет продолжена.

Министерство занятости и трудовых отношений планировало инициировать внедрение в Узбекистане глобального инструментария Better work («Лучший труд»). Расскажите об этом подробнее.

– В феврале 2020 года была поставлена задача по проработке присоединения Узбекистана к совместному проекту Международной организации труда (МОТ) и Международной финансовой корпорации (МФК) Better work в целях создания достойных условий труда в швейной и текстильной промышленности. Основными целями проекта Better work являются улучшение условий труда и уважение трудовых прав работников швейной промышленности для повышения конкурентоспособности швейных предприятий. В настоящее время участниками инициативы являются 9 стран – Бангладеш, Вьетнам, Гаити, Египет, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Никарагуа и Эфиопия. Инициатива охватывает 1,7 тыс. фабрик, на которых работают более 2,4 млн. человек. Партнерами инициативы являются свыше 40 крупных компаний в текстильной сфере, такие как H&M, С&A, PVH Corp. Adidas, Levi’s, GAP, Indorama и другие.

Участие в этой программе, согласно исследованию Университета Тафтса, дает следующий эффект. Повышение экономических показателей предприятий за счет роста производительности достигает 22%, а за счет рентабельности – 25%. Улучшаются их позиции в цепочке поставок, растет портфель заказов. При этом для работников улучшаются условия труда и социальное обеспечение, повышается зарплата, эффективнее действуют профсоюзные механизмы. Также снижается давление на правительства со стороны международных организаций в части соблюдения принятых обязательств в рамках конвенций и рекомендаций МОТ.

Обязательства, необходимые для присоединения к программе Better work, включают в себя: совершенствование национального законодательства в части выплаты компенсаций; улучшение условий заключения контрактов, охраны труда, здоровья и рабочего времени работников, свободы деятельности профсоюзов.

Наше министерство полагает целесообразным присоединение Узбекистана к указанной программе в пилотном режиме с ограниченным числом участвующих в ней предприятий и на определенный период времени, тем более что такие прецеденты имели место. Так, по просьбе правительства Египта, в 2017-2018 гг. программа осуществляла свою деятельность в этой стране в пилотном режиме, а полноценно Египет к ней присоединился в 2020 году. Вопрос присоединения к этой программе сейчас рассматривается совместно с МОТ.

Присоединение Республики Узбекистан к программе МОТ Better work будет способствовать повышению имиджа республики как страны, неукоснительно соблюдающей свои международные обязательства в области обеспечения достойных условий труда. Кроме того, имплементация программы Better work позволит приблизить возможность снятия т.н. «бойкота» узбекского хлопка и продукции из него, а также существенно расширит экспортный потенциал отечественных предприятий.

– Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Как это может отразиться на наших трудовых мигрантах в странах ЕС, в частности, усилится ли их правовая защита и будут ли признаваться отечественные дипломы в странах пребывания? Что делается в этом направлении?

– Присоединение Узбекистана к ЕАЭС в качестве наблюдателя не окажет прямого влияния на сферу трудовой миграции. Однако участие в заседаниях ЕАЭС может дать возможность более подробно изучить законодательство Союза и облегчить проведение исследований в сфере рынка труда стран ЕАЭС. Кроме того, будет стимулироваться процесс переговоров о продлении срока регистрации, что является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются узбекские трудовые мигранты в Российской Федерации.

Кроме того, это положительно повлияет на решение вопроса по переносу на территорию Республики Узбекистан основных услуг для оформления необходимых документов для получения патента на работу в России. Статус наблюдателя будет способствовать реализации на двусторонней основе с российскими партнерами программ профессионального и языкового обучения трудовых мигрантов. Участие в заседаниях ЕАЭС даст возможность: - более полно изучить миграционное и трудовое законодательство стран ЕАЭС;

- выдвигать инициативы и предложения в сфере развития организованной трудовой миграции.

В частности, 21 мая текущего года Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета и в своем выступлении остановился на возможностях подключения Узбекистана к информационным платформам ЕАЭС по трудовой миграции. В настоящее время уже достигнута договоренность о переносе части этапов по оформлению патентов на территорию Узбекистана, профессиональной и языковой подготовке мигрантов, увеличении сроков регистрации по прибытию на территорию Российской Федерации.

В стране/Социальная политика

Зиёда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР

Журнал «Экономическое обозрение» №6 (258) 2021

Поделиться постом

Похожие новости