Обзор Центра экономических исследований и реформ: развитие автомобильной промышленности Узбекистана за 5 лет

Обзор Центра экономических исследований и реформ: развитие автомобильной промышленности Узбекистана за 5 лет
Инфографика: ЦЭИР

В период активных реформ в 2016-2021 гг. в автомобильном секторе были достигнуты значительные результаты. В частности, объем производства автомобилей увеличился в 3 раза до 280 тыс.; устранены очереди на покупку авто; в отрасли внедрена «вакцина честности» и устранена укоренившаяся коррупция; для усиления конкуренции в Джизакской области начато производство немецких автомобилей Volkswagen.

Производство

Без преувеличения можно сказать, что влияние пандемии на автомобильную промышленность Узбекистана было относительно умеренным. В 2020 году предприятиями автомобильной отрасли произведено автомобилей, прицепов и полуприцепов на сумму 33 718,9 млрд сумов, а в 2016 году на 4 112,3 млрд сумов, таким образом объем производства в номинальном выражении вырос в 8 раз.

В то же время, в 2016 году на автомобильную промышленность приходилось 3,7% от общего объема промышленности, а в 2020 году этот показатель составил 9,2%, что, в свою очередь, указывает на то, что доля автомобильной промышленности в общей отрасли выросла на 5,5 процентных пункта в период с 2016 по 2020 год.

В частности, в 2020 году произведено 280 080 легковых автомобилей (темп роста + 217,7%), 642 автобуса (темп роста -29,3%), 4163 грузовика (темп роста + 30,1%), 673 трактора (темп роста -6,5%), 41 транспортные средства специального назначении были произведены.

Сегодня Узбекистан единственная страна в Центральной Азии, которая производит полный спектр легковых и коммерческих автомобилей. В настоящее время более 85 предприятий в стране работают в автомобильной промышленности и сотрудничают с более чем 200 зарубежными компаниями и организациями в этой сфере. Сегодня в отрасли работает свыше 28 000 человек.

Внешняя торговля

Динамика внешней торговли в автомобилестроении в 2016-2020 годах развивалась быстрыми темпами. Изменения в машиностроении в Узбекистане отражены в растущем спросе на автомобили отечественного производства на мировых рынках.

В 2016-2020 годах экспорт «Узавтосаноат» составил 639,5 миллиона долларов. Согласно статистическому анализу, в 2016 году экспорт составил 55,1 миллиона долларов, тогда как в прошлом году этот показатель увеличился до 208,9 миллиона долларов, увеличившись в 4,1 раза.

В частности, в прошлом году экспортировано легковых автомобилей на 170,7 миллиона долларов (18 552 единицы), автобусов на 14,4 миллиона долларов (217 единиц) и грузовиков на 11,9 миллиона долларов (780 единиц). В 2020 году было экспортировано автотранспортных средств на168,6 миллиона долларов в Казахстан, 7,2 миллиона долларов в Азербайджан, 5,7 миллиона долларов в Афганистан, 4,9 миллиона долларов в Кыргызстан и 3,6 миллиона долларов в Российскую Федерацию.

Если принять во внимание объем иностранного импорта в автомобильной промышленности, то в 2020 году было импортировано автомобилей на общую сумму 1838,3 миллиона долларов, что, в свою очередь, увеличилось в 2,1 раза по сравнению с 2016 годом и подтверждает снижение на 13 процентов по сравнению с 2019 годом.

В частности, к 2020 году было импортировано легковых автомобилей на 475,1 миллиона долларов (25 766 единиц), грузовиков на 190,4 миллиона долларов (4576 единиц) и автобусов на 16,7 миллиона долларов (445 единиц).

За этот период в основном импорт из Южной Кореи составил 861,6 миллиона долларов, из Китая - 320,6 миллиона долларов, из Японии - 100,8 миллиона долларов, из Российской Федерации - 93,9 миллиона долларов, из Беларуси - 52,5 миллиона долларов.

Инвестиции

В результате принятых мер по созданию конкурентной среды в автомобильной промышленности и созданию благоприятного инвестиционного климата за последние пять лет в автомобильной отрасли был реализован ряд крупных инвестиционных проектов.

В частности, с 2016 по 2021 год «Узавтосаноат» инвестирует в общей сложности 392,3 млн сумов. Реализованы инвестиционные проекты на сумму:

- в 2016 году 120,6 млн долларов;

- в 2017 году 65,1 млн долларов;

- в 2018 году 21,8 млн долларов;

- в 2019 году 70,2 млн долларов;

- в 2020 году 114,6 млн долларов.

Реформы в сфере

За последние 5 лет в автомобильном секторе проведены значительные реформы. В частности, были достигнуты следующие результаты:

- Объем производства автомобилей увеличился в 3 раза до 280 000;

- Устранены длинные очереди на покупку авто;

- В отрасли внедрена «вакцина честности» и устранена глубоко укоренившаяся коррупция;

- В целях усиления конкуренции в отрасли в Джизакской области начато производство немецких автомобилей Volkswagen от крупнейших мировых брендов;

Эти результаты достигуты благодаря экономической политике, проводимой правительством, а также мерами, предпринимаемыми в автомобильной промышленности.

В частности, в соответствии с их решениями:

- Производство легковых автомобилей достигло 220 тысяч единиц;

- Локализовано более 250 автозапчастей;

- На основе мирового опыта началась разработка проектов постановлений о введении промышленных сборов и утилизации.

Кроме того, в целях обеспечения стремительного развития автомобильной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности внедрение современных рыночных механизмов и методов управления на основе лучших мировых практик, а также создание конкурентоспособных производств на внутреннем и внешнем рынках в 2019-2023 годах в развитии автомобильной промышленности страны планируется достичь следующих показателей:

- увеличить производство автомобилей до 350 тысяч единиц;

- повысить уровень локализации автомобилей в среднем до 60%;

- увеличить производство грузовых автомобилей и автобусов до 10 000 единиц;

- Обновление модельного ряда автомобилей, в том числе выпуск новой современной модели автомобиля, доступной для широких слоев населения.

В результате усилий по привлечению ряда иностранных инвестиций и заключению с ними международных соглашений с целью повышения конкурентоспособности в автомобильной промышленности сегодня налажено производство таких автомобилей, как LADA, Volkswagen и UzPCA из России, Франции и Японии.

Ознакомиться с обзором подробнее можно на узбекском языке.

Мир Ахмадова Мушарраф, ЦЭИР


Поделиться постом

Похожие новости