фото: Абдуллаев Музаффар
Правительственный Акселератор в формате «Open Space» призван вовлечь отдельных профессионалов, экспертов, представителей госорганов в общую деятельность, когда это необходимо. При этом, рабочие планы, возникающие на площадке «Open Space»» сложнее, разумнее и надежнее, чем программы, созданные отдельными экспертами и менеджерами.
19 ноября в Ташкенте на площадке Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялось обсуждение в формате «Open Space» проекта Налогового кодекса (НК) в новой редакции.
В мероприятии приняли участие заместитель министра финансов РУз Д.Султанов, директор ЦЭИР О.Хакимов, первый заместитель начальника Департамента налогово-таможенной политики и прогнозирования доходов Министерства финансов РУз Эркин Гадоев, начальник управления ГНК РУз Жахонгир Абдиев, профессор, д.э.н., заведующий кафедрой в Академии государственного управления при Президенте РУз Шухрат Тошматов, представители Министерства экономики и промышленности РУз, ТПП РУз и другие.
Также активное участие приняли представители более 20 ведущих предприятий, бизнес сообщество, главные бухгалтера, аудиторы, налоговые консультанты, представители средств массовой информации, блогеры.
С приветственной речью к участникам круглого стола обратился директор ЦЭИР Обид Хакимов. Он отметил, что Первый Правительственный Акселератор в формате «Open Space», который проходит на площадке ЦЭИР призван вовлечь отдельных профессионалов, экспертов, представителей госорганов в общую деятельность, когда это необходимо. При этом, рабочие планы, возникающие на площадке «Open Space»» сложнее, разумнее и надежнее, чем программы, созданные отдельными экспертами и менеджерами.
Далее участникам круглого стола была представлена презентация проекта Налогового кодекса (НК) в новой редакции.
Налоговый кодекс в новой редакции призван стать документом прямого действия. Для этого в него были включены положения подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, включая ставки налогов.
При этом сохранена действующая структура Налогового кодекса, предусматривающая разделение на общую часть (вопросы налогового администрирования) и особенную часть (основные правила исчисления и уплаты налогов).
Проект Налогового кодекса дополнен нормами по контролю за трансфертным ценообразованием. Учитывая, что трансфертная цена формируется в сделках между взаимосвязанными сторонами и отличается от цены, которая применялась бы при совершении сделок между независимыми лицами, дано определение понятий «Взаимосвязанные лица» и «Контролируемые сделки между взаимосвязанными лицами».
Они предусматривают совершенствование механизма исчисления и уплаты налогов, а также конкретизацию и упорядочение всех элементов налогообложения.
В рамках площадки «Open Space» заместитель министра финансов РУз Дильшод Султанов назвал одни из основных претензий бизнеса в отношении налоговых органов, среди которых коррупция, некомпетентные сотрудники и проверки.
«Первое, что смущает бизнес – налоговые проверки и полномочия налоговых органов. Хотел бы заявить: мы проанализировали все наши ошибки, весь наш тяжелый опыт в прошлом и можем с уверенностью сказать, что впредь ни один инспектор не будет иметь право самостоятельно назначать налоговую проверку», – сказал Султанов.
По его словам, все проверки будут проходить через Государственный налоговый комитет на основе механизмов по выявлению и предотвращению схем уклонения от налогов. При этом крупные налогоплательщики, независимо от того, какой у них уровень исполнения налогового законодательства, периодически будут попадать под проверки.
Эксперты рассказали, какие новшества имеются по налогу на добавленную стоимость:
– Предоставляется право на возврат «отрицательного» сальдо по НДС после проведения детальной камеральной проверки. В упрощенном порядке сальдо будет возвращаться крупнейшим налогоплательщикам и лицам, предоставившим банковскую гарантию. Вводится единовременный зачет НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости. Также предлагается осуществлять возврат НДС по упрощенной схеме посольствам и международным организациям, имеющим право на освобождение, взамен действующего порядка реализации со стороны хозяйствующих субъектов им без НДС. Будут облагаться электронные услуги, оказываемые нерезидентами. В том числе, вводится НДС на сдачу государственного имущества в аренду, что позволит создать конкуренцию с частным сектором. Кроме того, пересмотрены сроки представления расчетов и уплаты. Так, для небольших хозяйствующих субъектов (оборот менее 1 млрд. сум в квартал) срок представления расчета установлен ежеквартально, ─ взамен ежемесячного его представления.
Экспертами предложено провести эксперимент в виде мониторинга НК в течении двух лет. По итогам которого эксперты смогут дать заключение и внести соответствующие изменения.
По итогам обсуждений, бизнес сообществом и экспертами предложено создать «Экспертный Совет», в рамках которого будут регулярно обсуждаться вопросы совершенствования НК для регулирования и внесения дополнений.
Также на мероприятии был изучен мировой опыт. В частности, практика показывает, что фиксированный НДС может повлиять на благосостояние домохозяйств. Экспертами ЦЭИР был приведен пример исследования о влиянии НДС на распределение доходов в Ирландии. Согласно исследованию, одномерная система НДС регрессивна, что означает, что единые ставки на все товары и услуги оказывают большее влияние на домохозяйства с низким доходом в сельской местности, домохозяйства из 6 человек и домохозяйства, в которых есть один взрослый с детьми.
Со стороны ЦЭИР предложено провести исследование о влиянии Налогового кодекса на макроэкономическую стабильность, деловую среду, благосостояние населения, развитие предпринимательства, а также изучить дальнейшие изменения.
Участники мероприятия поделились предложениями по проблемным вопросам новой редакции Налогового кодекса.
В ходе мероприятия состоялась оживлённая дискуссия и обсуждение новшеств налогового законодательства, даны исчерпывающие ответы с использованием практических примеров.
Служба по связям с общественностью
Центра экономических исследований и реформ
Оставить комментарий