Приоритеты образования в Узбекистане

Приоритеты образования в Узбекистане

Образование с раннего детства

До начала нового этапа реформ дошкольному образованию в Узбекистане не уделялось особого внимания. Ситуация изменилась в 2017 году, когда было создано Министерство дошкольного образования (МДО). Если ране охват детей этой формой обучения составлял всего 27%, то к концу 2019 году охват уже увеличился до 44,5%. За этот период число государственных дошкольных учреждений (ДОУ) увеличилось в 1,5 раза с 4940 до 7500, а частных ДОУ 3 раза - с 269 до 783. Если в 2017 году в системе дошкольного образования работала 51 тысяча педагогов, то к концу 2019 года - более 80 тысяч.

Большое внимание уделялось подготовке кадров для дошкольного образования. С целью более качественной подготовки специалистов 97 педагогических колледжей полностью перешли под юрисдикцию МДО. Во всех педагогических вузах были увеличены квоты по дошкольному образованию. В 2019 году впервые был открыт факультет вечернего образования Ташкентского государственного педагогического университета. Специалистов по дошкольному образованию стали готовить на факультете дошкольного образования в филиале Университета Пучон в Ташкенте. При МДО открыт Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В целях организации здорового и безопасного питания в детских садах созданы условий для закупки продуктов питания для воспитанников ДОУ напрямую у предприятий-производителей, в пилотном порядке запущена организация питания с применением кейтеринга.

Специализация школьного образования

В Узбекистане создана развитая школьная инфраструктура, позволившая осуществить полный охват детей всеобщим начальным и средним образованием. Валовой коэффициент охвата всеобщим начальным и средним образованием сохранился на уровне 99%.

В ходе реформ в среднем образовании в школах восстановили обучение в 10-11 классах. Доля преподавателей с высшим образованием в общеобразовательных школах превысила 80%, что можно рассматривать, как показатель качества образования. Реформа образования сопровождалась увеличением зарплат учителей средних школ, которые повышались в три этапа и в итоге выросли в среднем на 50%. В ходе реформы были также упразднены 4 академических лицея, учебная и материально база которых не отвечала современным требованиям. А 54 лицея, расположенные вдали от вузов и имеющие низкие показатели поступления выпускников в вузы, поэтапно преобразованы в профессиональные колледжи.

Вместе с тем, в мире все шире внедряются новые инновационные технологии научно-технического образования. В Узбекистане создаются предпосылки и условия для перехода к подобным технологиям преподавания, что отражено в Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Важное значение в этом направлении имеет создание системы президентских школ, куда отбираются одаренные дети, окончившие четвертый класс по результатам тестирования. Президентские школы уже действуют в Ташкенте, Намангане Нукусе и Хиве, в этом году открываются школы в Бухаре, Джизаке, Самарканде и Фергане, а в 2021 году будут открыты в Андижанской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областях.

Создаются и специализированные образовательные учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Так, постановлениями Президента в Ташкенте образованы школа имени аль-Хорезми и школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Астрономическом институте Академии наук Республики Узбекистан. Действуют и частные специализированные школы. В 2015 году в Ташкенте была создана первая начальная частная школа робототехники Robokidz Education, где преподаются курсы робототехники, начального программирования и «Интернета вещей». А в 2017 году открыта частная школа «Artel global school», ориентированная на углубленное изучение математики, физики, химии. Здесь также преподается робототехника, 3D-моделирование и программирование.

Непрерывное профессиональное образование

Реформы в профессиональном образовании проводятся на основании Указа Президента «О дополнительных мерах усовершенствования системы профессионального образования», принятого 06.09.2019 года. Согласно этого указа внедряется новая система непрерывного профессионального образования: начальное, среднее и среднее специальное профессиональное образование. Для взрослого населения и безработных граждан организуются центры профессионального обучения.

В настоящее время в области профессионального образования создана сеть образовательных учреждений, состоящая из 340 профессионально-технических школ, 147 колледжей и 143 техникумов, подготовка кадров в которых должна осуществляться на основе образовательных программ, соответствующих 3, 4 и 5 уровням Международной стандартной классификации образования 2011.

Профессионально-технические школы обеспечивают профессиональное образование для выпускников 9-х классов. Большая часть времени обучения здесь уделяется практическим занятиям. Обучение ориентировано на области семейного бизнеса, строительство, услуги, животноводство, птицеводство, пчеловодство и рыболовство и т.д.

Колледжи обеспечивают подготовку специалистов, имеющих как минимум общее среднее образование, в форме дневного, вечернего и заочного обучения с продолжительностью до 2-х лет. На выпускников колледжей крупные потенциальные работодатели создают портфель заказов, исходя из текущей и будущей потребности в работниках, что гарантирует трудоустройство выпускников.

Выпускникам техникумов, успешно окончившим образовательные программы, предоставляется право продолжения учебы со 2-го курса соответствующих направлений образования бакалавриата высших образовательных учреждений без вступительных экзаменов на основе индивидуального собеседования. Таким образом представляется возможность продолжить обучение и улучшать свои профессиональные знания и навыки.

Стандарты качества высшего образования

20 апреля 2017 года Постановлением Президента утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы, включающая меры по кардинальному совершенствованию и качественному повышению уровня высшего образования.

Был изменен порядок приема в вузы, экзамены стали проходить с 1 по 15 августа, а их результаты стали публиковаться на следующий день. Отменено тестирование при поступлении в вузы по творческим направлениям. С сентября 2017 года учебная нагрузка на профессорско-преподавательский состав сократилась в пользу ведения научно-исследовательской работы. Восстановлена заочная форма обучения. Зарплаты преподавателей вузов возросла вдвое.

Повысилась самостоятельность вузов. Начиная с 2018/2019 учебного года, ведущие высшие образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров. Вузам разрешено осуществлять дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам.

В рамках реформирования сферы образования пересмотрены учебные программы подготовки учителей и приведение их в соответствие с международными стандартами, модернизирована национальная система оценки студентов в сотрудничестве с международными системами, как PISA, TIMSS и PIRLS.

В сотрудничестве с международными рейтинговыми агентствами QS, THE разработаны индикаторы оценки качества образования для определения национального рейтинга вузов страны, и уже третий год объявляются их результаты. Для международного признания документов об образовании начата работа над их соответствием требованиям Международной стандартной классификации образования (МСКО/ISCED 2011). В 2020 году Узбекистан вступил в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (ENQA) как наблюдатель.

8 октября 2019 года вышел Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан на период до 2030 года», которым предусмотрен поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования, постепенный перевод учебного процесса на кредитно-модульную систему, которая должна быть внедрена в 16% высших образовательных учреждениях в 2023 году, в 57% в 2025 году и в 85% в 2030 году. Вместе с тем, переход на эту систему уже начался. Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий (ТУИТ) поэтапно осуществляет переход на кредитную систему образования с 2018–2019 учебного года. В том же направлении начали работу Национальный, Юридический университеты, Университет Востоковедения и Ташкентская медицинская академия.

Резюмируя, можно констатировать, что за четыре года нового этапа реформ во всех образовательных секторах Узбекистана заложены серьезные основы для вывода их на качественно новый уровень, отвечающий современным международным требованиям.

Виктор Абатуров, ЦЭИР

Полная версия статьи будет опубликована в 11 номере журнала «Экономическое обозрение»

Поделиться постом

Похожие новости