Противодействуя «теневой» экономике

Противодействуя «теневой» экономике

Интервью председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Шерзода Кудбиева журналу «Экономическое обозрение».

Какие тенденции наблюдаются в налогообложении в ходе реформ? Изменяется ли роль предприятий в зависимости от размера, тех или иных отраслей экономики в формировании доходов бюджета? И для каких отраслей, направлений, форм предприятий более характерно участие в «теневой» экономике?

– Прозрачная и справедливая налоговая система является одним из важнейших условий развития экономики. Однако наличие множества неточностей в действовавшем до сегодняшнего времени налоговом администрировании препятствовало развитию бизнеса, предпринимательства и инвестиционной среды.

Как известно, до начала реформ значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения, являлась одной из главных проблем, препятствующих динамичному экономическому росту. И, как следствие, 97% плательщиков выбирали упрощенную систему налогообложения путем сокрытия численности работников либо дробления фирм. Кроме этого, высокий уровень налоговых ставок работал против добросовестных налогоплательщиков.

В целях решения накопившихся проблем реализованы налоговые реформы, направленные на снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования, а также развитие международного сотрудничества. Все эти реформы позволят создать условия для вывода бизнеса из «тени», обеспечить предприятия страны оборотными средствами на расширение и модернизацию за счет снижения налоговой нагрузки. Как результат государство получит стабильный рост экономики, повышение инвестиционной привлекательности, а также даст положительный импульс развитию бизнес-сообщества.

Вместе с тем экспертные оценки и проводимые опросы среди субъектов предпринимательской деятельности свидетельствуют о сохранении высокого уровня «теневого» сектора в экономике, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что уменьшает экономические интересы добросовестных предпринимателей вследствие возникновения неравных условий для предпринимательства.

Какие факторы, на Ваш взгляд, более способствуют развитию «теневой» экономики: высокие налоги и административные барьеры или налоговая мораль населения?

– Опыт мировой практики показывает, что развитию «теневой» экономики способствуют экономические (высокие ставки налогов, осуществление деятельности без государственной регистрации и т.п.), социальные (низкий уровень доходов населения, высокий уровень безработицы и т.п.) и правовые факторы (несовершенство законодательства, недостаточность функций контролирующих органов и наличие недостатков в координации деятельности контролирующих органов при осуществлении борьбы с экономической преступностью).

Как известно, главой государства поставлен курс на создание максимально благоприятных условий для субъектов предпринимательства, реализацию мер по стимулированию добросовестных налогоплательщиков, а также предотвращение факторов развития «теневой» экономики.

В целях реализации поставленной задачи Государственный налоговый комитет на постоянной основе принимает меры по сокращению доли «теневой» экономики. В частности, предусмотрена реализация следующих мероприятий:

- осуществление структурных преобразований, направленных на сокращение «теневого» оборота в экономике;

- широкое внедрение цифровых технологий, в том числе электронных счетов-фактур, перевод субъектов предпринимательства на онлайн контрольно-кассовые машины, а также современных методов маркировки подакцизных товаров;

- расширение использования модуля управления рисками и интеграция с другими инструментами анализа данных и бизнес-аналитики для автоматического обнаружения операций высокого риска на всех уровнях;

- наращивание потенциала в области международного налогообложения, включая аудит трансфертного ценообразования с отраслевой специализацией;

- предоставление низкозатратных и качественных услуг налогоплательщикам, которые будут способствовать добровольному выполнению ими своих обязательств;

- осуществление широкой пропаганды негативных последствий «теневой» экономики;

- увеличение объема безналичных расчетов в экономике;

- повышение популярности банковских услуг;

- совершенствование механизмов выявления субъектов «теневой» экономики;

- обеспечение соответствия налоговой системы согласованным на международном уровне стандартам налоговой прозрачности и обмена информацией.

Мы уверены, что реализация намеченных задач и мероприятий по сокращению «теневого» оборота в экономике даст мощный импульс для развития предпринимательства в республике и повышения имиджа страны на мировой арене.

За последние несколько лет было проведено много реформ в сфере налоговой политики. Назовите основные направления борьбы с «теневой» экономикой. Какие из них были наиболее эффективными?

– В рамках разработки налоговой концепции Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым отмечено, что снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и совершенствование налогового администрирования приведут к быстрому развитию экономики. Действительно, в результате масштабных реформ, проведенных в последние годы, открывается более широкий путь для бизнеса. Однако, несмотря на созданные возможности, доля «теневой» экономики в нашей стране по-прежнему остается на высоком уровне.

В связи с этим Государственный налоговый комитет на постоянной основе работает над сокращением доли «теневой» экономики, в том числе разрабатывает мероприятия по борьбе с фирмами-однодневками. Мы убеждены, что это невозможно решить без IT-технологий. Так, с 1 января 2020 года ведутся мероприятия по переводу всех организаций на электронные счета-фактуры. Одним из механизмов электронного администрирования НДС и ликвидации вывода денежных средств в наличность (обналов) является электронная счет-фактура.

Еще одним шагом в борьбе с «теневой» экономикой является обмен информацией с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об отношениях граждан Узбекистана с юридическими лицами, открытыми в безналоговых (офшорных) зонах за рубежом, их обороте и предотвращении схем уклонения от уплаты налогов. В данном направлении Государственным налоговым комитетом осуществляется соответствующая работа.

Кроме этого, налоговыми органами обеспечен переход 20 993 хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией алкогольной и табачной продукции, лекарств, бензина, дизельного топлива и природного газа для автомобилей, на использование онлайн контрольно-кассовых машин. Принимаются меры по устранению фактов невыдачи чеков с помощью чековых призовых игр и системы поощрения граждан.

Для удобства регистрации самозанятых лиц (новый формат трудоустройства граждан, позволяющий легально работать на самого себя и накапливать трудовой стаж) используется мобильное приложение Soliq, где создана возможность регистрироваться в качестве самозанятого лица. Социальный налог (минимальная сумма за 2020 год – 111 500 сумов), который уплачивают самозанятые граждане, направляется во внебюджетный Пенсионный фонд для исчисления пенсии и трудового стажа. В результате созданных возможностей более 370 000 граждан к настоящему времени получили статус официально самозанятых лиц, то есть перешли из скрытой экономики на официальный рынок труда, что является хорошим результатом реформ в сфере налоговой политики.

Кроме того, в целях создания более удобных условий для дистанционного обслуживания, а также постоянного мониторинга товарооборота без прямого вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства с 1 августа 2020 года налоговое администрирование плательщиков налога на добавленную стоимость осуществляется региональными государственными налоговыми управлениями.

Опыт Германии показывает, что «теневой» сектор на две трети состоит из случаев уклонения от налога на прибыль, а остальная часть (одна треть) от ухода налогов на доходы (искусственное занижение доходов работников). Какова пропорция уклонений от налогов в Узбекистане, исходя из отечественного опыта борьбы с «теневым» сектором?

– Основным инструментом противодействия «теневой» экономике в период введения моратория на осуществление налоговых проверок являлся камеральный контроль, проводимый на основе применения риск-ориентированного подхода.

В частности, по итогам контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами в январе-августе текущего года, в результате сокрытия (уменьшения) доходов в налоговых отчетах 24 тыс. субъектов не начислено налогов в размере 1,5 трлн. сумов. По итогам данных мероприятий выявлено, что основные случаи уклонения от уплаты налогов приходятся на НДС.

Например, в одном только августе текущего года по итогам проведенного камерального контроля были выявлены факты уклонения от налогообложения на сумму 376,4 млрд. сум. у 4 141 хозяйствующего субъекта. При этом практически 289 млрд. сум., или 77% от всех доначисленных сумм, приходились на долю налога на добавленную стоимость, 81,4 млрд. сум., или 22% от общей суммы на налог на прибыль, и 6 млрд. сум. на другие налоги.

Два года назад принят Налоговый кодекс в новой редакции. Ожидались фундаментальные изменения, однако мы не увидели резких перемен. В качестве нового главы ГНК Вы намерены поменять тактику в отношении реформирования системы налогообложения? Или продолжите ранее начатые реформы?

– Деловой климат в Узбекистане улучшился. В соответствии с отчетом «Ведение бизнеса 2020», в Узбекистане значительно улучшились показатели по многим измерениям. Тем не менее, налогоплательщики сталкиваются с высокими издержками необходимости соблюдения установленных требований, включающими задержки при возврате средств, длительный процесс подачи отчетов. Среднее время уплаты налогов в Узбекистане составляет 181 час в год, что на 32 часа меньше, чем в среднем по региону ЕЦА (213,1 часа), но на 132 часа больше, чем лучшая нормативная эффективность по данному показателю, которая составляет 49 часов.

Неэффективное налоговое администрирование возникает из-за низкого уровня автоматизации, ведущего к громоздкому бумажному процессу. Управленческий и оперативный персонал плохо подготовлен для поддержки запланированных налоговых реформ и программы преобразований в ГНК.

Налоговые поступления выросли, но они до сих пор не достигли уровня, достаточного для обеспечения фискальной стабильности и роста уровня государственных капиталовложений в Узбекистане.

В рамках дальнейших реформ планируется реализовать стратегию мобилизации внутренних доходов, которая затронет как налоговую политику, так и налоговое администрирование, и будет состоять из следующих основных компонентов:

1) сокращение неформальной экономики;

2) повышение качества налоговой системы для улучшения делового климата и минимизации затрат на соблюдение налоговых требований;

3) цифровое преобразование ГНК для облегчения соблюдения и улучшения контроля налоговых обязательств;

4) наращивание потенциала ГНК для обучения персонала навыкам, необходимым для технологических изменений;

5) разработка современной кадровой политики и программы управления изменениями;

6) повышение оперативной эффективности ГНК и расширение налоговой базы;

7) легализация рабочих мест;

8) внедрение системы «Налоговая служба – помощник предпринимателя».

В основе указанной системы лежит ориентир на предпринимателя, делающего первые шаги в бизнесе, а именно – помощь ему в выборе удобного и выгодного налогового режима.

При этом будет обращено основное внимание на содействие в стабильном функционировании субъектов предпринимательства, помощь в восстановлении бездействующих субъектов, ведении бухгалтерского учета, заполнении и представлении отчетности, в решении любых проблем.

В настоящее время специалисты налоговой службы работают над механизмом внедрения этой системы.

Тем не менее, уровень неофициальной занятости в сферах строительства, торговли и общественного питания, транспортных и других услуг остается высоким. Лишь 4,9 миллиона из 10,5 миллиона человек, занятых в экономике, платят подоходный налог. Как влияет на положение дел в этой сфере пандемия и что делается для сокращения «теневой» экономики в текущем году в целом и Налоговым комитетом в частности?

– Ведется работа по легализации дополнительных 500 тыс. рабочих мест за счет развития предпринимательской деятельности. В целях реализации поставленной задачи в январе-марте текущего года совместно с Министерством занятости и трудовых отношений и региональными хокимиятами легализована деятельность 102,7 тыс. сотрудников. Однако из-за пандемии коронавирусной инфекции полностью реализовать запланированную деятельность не удалось.

В целях обеспечения легальной деятельности граждан Президентом Республики утвержден ряд постановлений. В частности, принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2020 года № ПП-4742 «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости».

В соответствии с данным постановлением на сегодняшний день 370 тыс. физических лиц, работающих в неформальном секторе, зарегистрированы в качестве самозанятых лиц, то есть 62,9 тыс. граждан в социальной сфере, 58,9 тыс. граждан в производственном секторе, 74,1 тыс. граждан в сельскохозяйственном секторе, 6,4 тыс. граждан в сфере информации и связи, 100,6 тыс. граждан в сфере бытовых услуг, 50,8 тыс. граждан в сфере производства товаров народного потребления и оказания услуг осуществляют легальную деятельность. Вместе с тем в результате принятия системных мер 65,7 тыс. физических лиц прошли регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 20 июля 2020 года «О дополнительных мерах поддержки населения, субъектов предпринимательства, сферы общественного питания, торговли и услуг для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии» срок предоставления льгот микрофирмам и малым предприятиям по снижению ставки социального налога с 12% до 1% продлен до 31 декабря 2020 года. В соответствии с данным постановлением в результате применения пониженной ставки социального налога в мае-июле в распоряжении 255 тыс. предприятий остались средства в размере 371,5 млрд. сумов.

В связи с пандемией был установлен мораторий на налоговые проверки бизнеса до конца года. Насколько, на Ваш взгляд, он эффективен с точки зрения борьбы с «теневой» экономикой? Как можно оценить влияние отсутствия проверок на возможности уклонения от налогов?

– Данное решение позволит поддержать предпринимателей, освободить их от неизбежных формальностей и административной нагрузки, создать более комфортные условия для возвращения к нормальной работе после того, как пандемия отступит.

Мораторий на налоговые проверки до и во время пандемии научил налоговые органы эффективно бороться с «теневой» экономикой без осуществления налогового аудита, на основе изучения и анализа данных о налогоплательщике, имеющихся в налоговых органах.

Вместе с тем внедрение электронных счетов-фактур и онлайн-ККМ значительно облегчит контроль нелегального товарооборота субъектов предпринимательства.

Кроме того, принимаются меры по широкому вовлечению граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации для борьбы с «теневой» экономикой путем формирования в обществе чувства нетерпимости к ней, продвижения легального ведения бизнеса. Завершилась разработка автоматизированной системы «Солиқ ҳамкор», обеспечивающей предоставление физическими лицами информации о нарушении их прав в качестве потребителей при осуществлении покупок и других расчетов, а также нарушениях налогового законодательства в органы государственной налоговой службы.

В борьбе с «теневой» экономикой Государственный налоговый комитет делает упор на способствование добровольному выполнению налогоплательщиками своих обязательств. В частности, принимаются меры по:

  • созданию механизмов проведения формальных и регулярных консультаций с налогоплательщиками и гражданским обществом;
  • расширению охвата, информирования и просвещения налогоплательщиков; повышению целостности и прозрачности налоговой системы через правовую определенность и последовательность в применении налогового законодательства;
  • расширению функциональности веб-сайта ГНК;
  • внедрению механизмов налоговой поддержки для предпринимателей и владельцев малого бизнеса.

Главой государства поставлена задача продолжить налоговые реформы и внедрить систему, которая исключала бы «теневую» деятельность, в частности, через сокращение полномочий контрольных функций почти 40 ведомств, стимулирование выхода из «теневой» экономики. Скажите, что в этом направлении предпринимается со стороны ГНК?

– В рамках реформирования системы налогового администрирования налоговыми органами Республики Узбекистан совместно с МВФ, ВБ внедряются апробированные мировой практикой инновационные механизмы сокращения масштабов «теневой» экономики за счет легализации предпринимательской деятельности.

В основе нового подхода заложен принцип невмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов за счет внедрения бесконтактных методов, усиления аналитических функций и автоматизированной системы «Риск-анализ». Действующие и внедряемые в сфере налогового администрирования механизмы взаимодействия с налогоплательщиками направлены на предотвращение налоговых правонарушений и включают:

  1. сбор и обработку информации из внешних источников;
  2. профилактику нарушений в налоговой сфере через изучение, выявление, устранение способов уклонения от исполнения налоговых обязательств и формирование правовой культуры налогоплательщиков;
  3. автоматизированную систему «Риск-анализ», включающую 47критериев сегментации субъектов, которая позволит выявлять налогоплательщиков по трем сегментам для последующего применения соответствующих форм взаимодействия (добросовестные налогоплательщики, мало осведомленные, намеренно уклоняющиеся, «зеленый», «желтый» и «красный» коридоры);
  4. применение адресных мер воздействия в зависимости от результатов риск-анализа без приостановления деятельности налогоплательщиков через информирование, консультирование, предупреждение, предоставление возможности самостоятельно устранить выявленные правонарушения и привлечение к ответственности;
  5. налоговый аудит хозяйствующих субъектов на местах на основании результатов «Риск-анализа» (до 2020 года введен мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица);
  6. камеральную проверку на основе финансовой и налоговой отчетности хозяйствующих субъектов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

Преимущества нового подхода ГНК к профилактике экономических правонарушений заключаются в непрерывности мониторинга, оперативности выявления фактов правонарушений, невмешательстве в деятельность хозяйствующих субъектов, предоставлении хозяйствующим субъектам права самостоятельного устранения выявленных правонарушений.

Разрабатывается и до конца года будет апробирована в Ташкенте система «Добросовестный налогоплательщик». Как будет действовать эта система? И как будет проводиться учет неофициальной занятости в стране?

– Как известно, главой государства поставлен курс на создание максимально благоприятных условий для субъектов предпринимательства, реализацию мер по стимулированию добросовестных налогоплательщиков, а также предотвращение факторов развития «теневой» экономики. С учетом данных инициатив Государственным налоговым комитетом реализуются меры, направленные на повышение качества оказания услуг, сокращение уровня «теневой» экономики, а также применение современных методов сервисного обслуживания, создающих атмосферу доверия и открытости. В частности, планируется к внедрению система «Добросовестный налогоплательщик».

В рамках внедрения данной системы предусмотрен перевод субъектов предпринимательства, имеющих наличную выручку, на использование онлайн контрольно-кассовых машин либо виртуальной кассы. Будет осуществляться контроль за соблюдением правил использования онлайн-ККМ или виртуальной кассы хозяйствующими субъектами, а также усилится контроль за приемом платежей по картам Humo. Будут созданы благоприятные условия для хозяйствующих субъектов через предоставление в рассрочку онлайн-ККМ или виртуальных касс, включая и вновь создаваемые субъекты. Все это будет способствовать противодействию сокрытию доходов от торговой деятельности.

Кроме того, в целях сокращения факторов «теневой» экономики, а также создания условий для легализации работников ведется планомерная работа и в других направлениях:

- на стадии завершения проект Программы по легализации неформально занятых работников;

- подготовлен План мероприятий по осуществлению мониторинга численности работников в строительных организациях;

- функционирует портал Orom.uz, представляющий собой площадку онлайн санаториев, зон отдыха, коттеджей и дач в Узбекистане, что позволяет вести учет лиц, предоставляющих досуговые услуги;

- расширен перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые лица;

- в целях создания более благоприятных условий разработано приложение Soliq, предназначенное для регистрации самозанятых лиц.

Какие возможности дальнейшей цифровизации систем налогообложения с целью минимизации человеческого фактора и как они могут способствовать увеличению собираемости налогов и сокращению «теневой» экономики?

– В государственной налоговой службе ведется планомерная работа по развитию современных информационных технологий и коммуникаций. В частности, в целях автоматизации деятельности государственной налоговой службы разработаны и внедрены 49 программных продуктов. Внедрение данных систем позволило повысить эффективность вертикального контроля исполнения налоговых обязательств.

Также внедрены 45 интерактивных сервисов по исполнению налоговых обязательств. В свою очередь эти сервисы позволили полностью автоматизировать взаимоотношения между всеми участниками за счет широкого использования информационных и коммуникационных технологий и увеличения количества интерактивных государственных услуг.

С применением информационно-коммуникационных технологий полностью осуществляется налоговое администрирование, определяются дополнительные источники для расширения налоговой базы, снижается уровень «теневого» оборота в экономике. В частности, государственная налоговая служба обрабатывает информацию, поступающую из 53 министерств и ведомств по 120 направлениям.

Совместно с экспертами Всемирного банка и Федеральной налоговой службы Российской Федерации ведется работа по модернизации информационно-коммуникационных технологий налоговых органов.

В рамках проекта планируется модернизация центра обработки данных Государственного налогового комитета. Для противодействия угрозам информационной безопасности и кибербезопасности создается единая платформа для комплекса информационных систем.

Будет унифицирован межведомственный обмен информацией, что в свою очередь повысит уровень электронного взаимодействия в построении цифровой экономики.

Зиёда Ризаева, Виктор Абатуров, ЦЭИР

Экономическое обозрение №9 (249) 2020

Поделиться постом

Похожие новости