Расширяя внешние рынки

Расширяя внешние рынки

Среднегодовые темпы прироста экономики Узбекистана за последние четыре года до начала глобальной пандемии составляли около шести процентов, чему способствовали проводимые кардинальные реформы в сфере либерализации национальной экономики, а также социально-политические преобразования.

В настоящее время обеспечивается макроэкономическая, энергетическая и продовольственная стабильность страны, упрочняется государственный бюджет, постоянно увеличиваются международные резервы республики. Помимо этого происходят прогрессивные сдвиги в разных отраслях экономики, благодаря этому динамично развиваются внешнеэкономические связи Узбекистана с другими странами.

В 2017 году были активизированы переговоры по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). В своем очередном обращении к парламенту Президент отметил важность становления Узбекистана членом данной организации. По мнению экспертов, проводимые в Узбекистане реформы способствуют увеличению экспортного потенциала, а членство в ВТО приведет к широкому выходу товаров Узбекистана на международные рынки. Кроме того, вступление в эту «организацию носит комплексный характер, затрагивает все сферы экономики и внесет изменения не только во внешнеторговый режим страны, но и в регулирование таких сфер, как сельское хозяйство, интеллектуальная собственность, государственные закупки, государственное регулирование экономики»[1].

Глава государства указал, что при реализации внешней политики важно и далее укреплять многоплановые и взаимовыгодные отношения с основными партнерами. В этом году в рамках Государственной программы в Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения «будут расширяться многосторонние, в том числе торгово-экономические отношения с такими зарубежными партнерами, как Россия, Китай, США, Турция, Германия, Франция, Великобритания, Южная Корея, Япония, Индия, Пакистан, ОАЭ»[2].Также Президент подчеркнул важность усовершенствования системы экономической дипломатии, которая подразумевает дипломатические действия, направленные на защиту экономических интересов Узбекистана на международном уровне.

Торговая география Узбекистана

За последние 5 лет внешний торговый оборот Узбекистана значительно увеличился. Если в 2016 году общий объем внешней торговли составил 20 млрд. долларов США, то в 2019 году эта сумма удвоилась и составила 42 млрд. долларов США. Стоит заметить, что в 2019 году прирост составил 66%, по сравнению с 2018 годом. Однако в 2020 году из-за последствий пандемии произошел спад внешней торговли, хотя рост ВВП страны остался положительным и составил 0,5%.

Источник: данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Источник: данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Среди стран ближнего зарубежья большая часть торгового оборота Узбекистана приходится на Китай, Россию и Казахстан, а общий объем товарооборота этих стран с Узбекистаном составил в 2017 году 46%, 2018-м – 44,8%, 2019-м – 42%, 2020-м – 41,5%. Эти показатели доказывают, что даже в период пандемии Китай, Россия и Казахстан сохранили за собой статус лидеров в торговых отношениях с Узбекистаном. Большая доля этих стран в товарообороте с Узбекистаном обосновывается историческими связями, географической близостью, транспортно-коммуникационными связями и другими. Стоит добавить, что до 2015 года Россия занимала первую строчку в списке стран с наибольшим торговым оборотом с Узбекистаном, но с 2015 года Китай обогнал Россию и стал лидером среди государств, осуществляющих торговую деятельность с нашей страной.

Источник: данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Крупные торговые партнеры Узбекистана – Россия и Казахстан – являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Узбекистан рассматривает страны ЕАЭС как экспортные рынки своей продукции и с учетом этого в ноябре 2020 года получил статус наблюдателя ЕАЭС. По прогнозам экспертов, «в ближайшие пять лет Узбекистан за счет роста производства в передовых отраслях экономики (машиностроение, промышленность, ИКТ, фармацевтика, текстиль) увеличит показатель ВВП до 100 миллиардов долларов»[3]. В данных условиях необходим поиск новых рынков сбыта, а ЕАЭС откроет новые возможности в расширении экспортного потенциала.

Наряду с этим около 80 процентов грузов Узбекистана перевозятся через территории членов ЕАЭС, т.е. Казахстан, Россию, и Кыргызстан, что ведет к увеличению доли транспортных расходов в стоимости экспортных товаров и актуализирует развитие транспортно-коммуникационных связей в рамках Евразий­ского экономического союза. Транспортно-коммуникационные системы ЕАЭС обеспечат кратчайшие маршруты между Азией и Европой, а также выход к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока.

Объем торговых отношений с Европейским Союзом (ЕС) с 2016 по 2019 годы вырос в два раза, составляя около 2 млрд. долларов США в 2016 году и 3,9 млрд. долларов США в 2019-м. По итогам 2020 года торговый оборот Узбекистана и ЕС равнялся 3,6 млрд. долларов США, что показывает небольшой спад, по сравнению с 2019 годом. Тем не менее, в силу сложной ситуации в мире, вызванной глобальной пандемией, показатель в 3,6 млрд. долларов США является весьма внушительным.

В 2020 году удалось добиться досрочного решения Еврокомиссии о предоставлении Узбекистану статуса бенефициара всеобщей системы преференций GSP+, что позволяет беспошлинно поставлять на европейский рынок отечественную продукцию более чем 6 тысяч наименований. Только в текстильной отрасли это даст возможность увеличить экспорт почти на 300 миллионов долларов в год, что будет способствовать выравниванию торгового баланса с европейскими партнерами. Тем не менее, «опыт некоторых стран показывает, что получение статуса бенефициара GSP+ не решает автоматически вопросы наращивания экспорта и получения свободного доступа узбекских экспортеров к новым рынкам ЕС без решения вопросов сертификации экспортной продукции. Учитывая данные обстоятельства, Президент Узбекистана поручил разработать отдельную программу эффективного использования системы GSP+ в Узбекистане»[4].

Заключение

В целом, анализ внешней экономической деятельности Узбекистана за 2016-2020 гг. демонстрирует устойчивость экономики республики к неблагоприятным факторам. Более того, за прошедшие 5 лет объем внешней торговли Узбекистана значительно вырос, произошел процесс диверсификации рынков и партнеров, улучшилось качество ведения внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что страна осуществляет политику расширения внешней торговли. В этой связи более тесное взаимодействие с ВТО и ЕАЭС позволит Узбекистану укрепить экономику, увеличить географию ведения внешней экономической деятельности и, в конечном итоге, поднять благосостояние народа на новый уровень.

Источники:

[1]Хакимов О. (2020, 29 декабря). «Важнейшей задачей правительства останется выход на новые экспортные рынки» – Шавкат Мирзиёев. журнал "Экономическое обозрение"; https://review.uz/post/vajneyshey-zadachey-pravitelstva-ostanetsya-vxod-na-nove-eksportne-rnki-shavkat-mirziyoyev

[2]Мирзиёев Ш. (2020, 29 декабря). Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан; https://president.uz/ru/lists/view/4048

[3]Неъматов А. (2020, 19 декабря). Детально изучить, прежде чем принять новые «правила игры». – «Народное слово»; https://xs.uz/ru/post/detalno-izuchit-prezhde-chem-prinyat-pravila-igry

[4] Хакимов О. (2020, 29 декабря). журнал "Экономическое обозрение"; «Важнейшей задачей правительства останется выход на новые экспортные рынки» – Шавкат Мирзиёев. Review.uz; https://review.uz/post/vajneyshey-zadachey-pravitelstva-ostanetsya-vxod-na-nove-eksportne-rnki-shavkat-mirziyoyev

Внешний вектор/Внешнеэкономическая деятельность

Бунёд Тиллаходжаев, Центр «Стратегия развития»

Журнал «Экономическое обозрение» №3 (255) 2021


Поделиться постом

Похожие новости