Об экономическом мышлении шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа

Об экономическом мышлении шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа

Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев на церемонии открытия мечети имени шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, почтеннейший был великим муфтием, посвятившим свою жизнь религиозному просвещению нашего народа. Он оставил после себя огромный научно-духовный клад исламскому миру.

О переходе к рыночной экономике

Первым произведением шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, которое я нашел в области экономики, была статья под названием «Бозордан чучишнинг хожати йук» («Не нужно бояться рынка»), опубликованная в газете «Халк сузи» («Народное слово») 28 февраля 1991 года.

Заметьте, что тогда так называемый СССР еще существовал, наша страна зависела от него и мы все еще жили в эпоху социалистического строя. Люди мало знали о рыночной экономике. Даже у нас, т. е. у экономистов, мысли на этот счет были смутные, воображения не хватало. Но в прессе начали публиковаться статьи о рыночной экономике. То, что великий религиозный деятель в подобное время опубликовал статью о рыночной экономике в одной из самых влиятельных газет Узбекистана, несомненно, многих очень сильно удивило и изумило.

«До сегодняшнего дня неоднократно обсуждались различные факторы рыночной экономики и высказывались различные комментарии», — говорится в статье. — Но никто не говорит о реальном факторе рынка — человеческом факторе. Ведь тот, кто осуществляет рыночную экономику и получает от нее пользу или ущерб, — сам человек!». Как видите, так просто и понятно объясняется главная движущая сила рыночной экономики — это человек и то, что рыночная система направлена на благополучие людей.

«По правде говоря, — говорится в статье, — будет трудно встать на правильный путь. Мы только сейчас собираемся перейти к рыночной экономике, которая развивалась и формировалась с тех пор, как человек познал себя. Находясь в начале пути, я думаю, что мы должны обратиться к нашему драгоценному и огромному культурному наследию, чтобы найти ответы на подобные вопросы: как наши деды относились к этому делу и каким образом его наладили. Наши предки использовали в этой области уникальное уравнение: Бог + человек + материя + время = экономическое развитие».

Здесь великий деятель предсказывает, что нам будет трудно перейти на правильный путь рыночной экономики из-за того, что мы отклонялись от экономических правил в течение длительного периода в советское время, наша экономика была неправильно организована и наше сознание зависело от советских убеждений. И прошедший 31 год нашей жизни наглядно доказал, насколько были верны эти мысли почтеннейшего шейха о том, что при установлении рыночной экономики ожидаются большие трудности.

Факторы уникального уравнения

Обратите внимание, что в статье описываются качества, какими должен обладать хороший предприниматель. Рассказывая о корнях рыночных отношений, он подробно говорил о втором факторе в приведенных выше уравнениях, то есть о человеке и о тесной связи с ним рыночной экономики. Религиозный ученый особо подчеркивает, что человек является причиной развития экономики и что рыночная экономика реализуется его действиями.

При этом человек невольно поражается, прочитав мысли религиозного деятеля о том, что рыночная экономика не может развиваться сама по себе и что ей нужна помощь: «А государство должно всячески поддерживать это дело». В те времена, когда высказывались эти мнения о необходимости поддержки государством экономики даже в условиях рыночных отношений, то есть в феврале 1991 года, среди мировых экономистов господствовали следующие убеждения: «с переходом к рынку все вопросы решатся сами собой, он будет стихийно управлять собой, государство вообще не должно в нее вмешиваться и поддерживать». Мы еще помним, что страны, поверившие в это и организовавшие свою экономическую политику, быстро попали в тяжелое положение.

Третий фактор в уравнении, упомянутом религиозным ученым, состоит из таких разных материальных категорий, как земледелие, животноводство, промышленность, горнорудное дело, мореплавание, ремесленничество. Достойно внимания то, что им была отмечена необходимость заниматься в исламе не только земледелием, но и промышленностью, ремесленничеством.

Фактор времени, упомянутый на четвертом месте, также имеет большое значение. Согласно верованиям ислама, человек отвечает перед Аллахом за каждый миг своей жизни. Поэтому всегда необходимо тратить его на полезную и эффективную работу.

Возникает вопрос, приведет ли наличие вышеперечисленных факторов к экономическому развитию само по себе? Религиозный ученый ответил и на этот вопрос: «Нет! Эти факторы должны развиваться и реализовываться на научной основе, в правильном соотношении друг с другом».

Здесь я считаю уместным еще раз процитировать статью: «Например, — говорится в ней, — есть опытный дехканин, участок земли, семена и оборудование. Но ничего не будет, если «руководитель» будет давать указания сверху, сам не понимая, что такое земля и что такое семя». Он же отвечает, что нужно делать, чтобы избежать подобных негативных ситуаций: «Значит, дехкану надо дать свободу, он знает, что и где, когда и как сажать, обрабатывать». Для многих не секрет, что в недавнем прошлом некоторые чиновники, не знавшие об этих идеях, давали дехканам неправильные указания и местами вместо пользы приносили вред сельскому хозяйству.

В статье упоминается, что люди должны получать пользу от своего труда, а для этого создатель продукта должен иметь возможность свободно продавать свою продукцию. Сегодня даже студенты, учащиеся на экономистов, знают, что это одно из важнейших правил современной рыночной экономики. Но это был вывод революционного значения для стран, готовившихся к переходу к рыночной экономике в начале 1991 года!

Предвиденные обстоятельства

Почтеннейший деятель придает большое значение важности честности в рыночной экономике: «Здесь необходимо упомянуть один из важнейших факторов рыночной экономики — это недопущение в торговле харама, строго запрещенного исламом. А это «эхтикор»— попытка искусственного завышения цены. Любое его проявление считается харамом, большим грехом».

Тот факт, что в большинстве стран мира созданы специальные организации по предотвращению искусственного повышения цен и что эти органы проводят в этом отношении многочисленные мероприятия, является еще одним наглядным доказательством глубоких знаний муфтия о теоретических и практических основах рыночной экономики.

В статье говорится и о необходимости иметь в обществе на всякий случай определенный уровень запасов материальных благ: «При этом не только можно, но и необходимо в плановом порядке запасать нужные продукты для благо общества и для того, чтобы предотвратить возникновение трудностей в будущем».

По-моему, многие все еще хорошо помнят такие экономические трудности последних лет СССР, как пустые магазины и чрезвычайно высокая инфляция. Великий религиозный деятель также знал, к чему должно быть готово правительство в столь сложном положении: «В сложившейся ситуации мы должны принять меры, чтобы обеспечить себя всем необходимым. И никто, кроме нас самих, не обеспечит нас всем необходимым. В «Священном Коране» сказано, что даже Всевышний Аллах не меняет состояния людей, которые не меняют свою собственную душу. Именно поэтому требуется пустить в ход, прежде всего, внутренние возможности. Необходимо в полной мере использовать землю и сажать больше таких культур, как пшеница, рис и ячмень».

После распада в 1991 году Советского Союза, который заставлял нас сажать хлопчатник на основной части наших возделываемых полей и посылал необходимое зерно для наших нужд из других республик, предсказание муфтия о том, что мы должны готовиться к самообеспечению, сразу же подтвердилось.

При чтении некоторых частей статьи складывается впечатление, что великий шейх уже в начале 1991 года чувствовал, что мы скоро добьемся независимости, и давал ответы на вопросы о том, что в первую очередь следует провести изменения в нашей экономике. Например, в статье высказываются мнения о том, что ряд таких видов производства и услуг, как торговля, ремесленничество, малые предприятия, транспорт, должны быть частными. В статье представлены рекомендации по дальнейшему развитию животноводства, особенно по обеспечению его пропорционально кормовой базой, уделению особого внимания народному ремесленничеству, сокращению различных запретов, расширению международных экономических связей, оказанию помощи нуждающимся слоям общества, а также говорится о необходимости быть бережливыми, недопущения расточительств, подготовки народа к рыночной экономике.

Заключение

Итак, значение этой небольшой статьи огромное. Каждая его строчка полна глубоких и продуманных мыслей. Прочитав эту статью муфтия, я долгое время находился под его влиянием. Я искренне признал, что величие великого ученого проявляется и в его экономических мыслях.

Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф оставил после себя большое наследие идей, связанных также с экономикой. Кроме того, у него есть специальная брошюра под названием «Бозор ва унга боглиқ масалалар» («Рынок и связанные с ним вопросы»). В этой книге подробно обсуждаются такие важные и актуальные вопросы рыночной экономики, как коммерция, ее нравы, наука торговли, эхтикор (монополия), сетевая торговля, договор, соглашение, обмен валюты, фьючерсная торговля, а также рекомендуется не завышать цену, быть вежливым с клиентом и не использовать фальшивые деньги.

Словом, глубокое изучение экономических мыслей великого религиозного ученого и их эффективное использование могут служить важным инструментом в решении социально-экономических проблем Нового Узбекистана.

Одил Олимжонов, ЦЭИР
доктор экономических наук, профессор

Журнал "Экономическое обозрение" №4/2023
Поделиться постом

Похожие новости