Всемирный банк сохранил прогноз роста ВВП Узбекистана по итогам текущего года на 4,8%. Те же цифры прогнозировались в конце марта т.г.
Рост экономики Узбекистана в 2021 году и 2022 году достигнет 4,8% и 5,5% соответственно. Об этом говорится в июньском выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы мировой экономики».
В целом по Центральной Азии ожидается восстановление темпов экономического роста до 3,7% в 2021 г. и до 4,3% в 2022 г., чему будут способствовать незначительный рост цен на сырье, ослабление ограничений на объем добычи, действующих в крупных нефтедобывающих странах, и увеличение объемов прямых иностранных инвестиций.
В 2021 году ожидается рост мировой экономики на 5,6% – это самый высокий показатель темпов восстановления после рецессии за последние 80 лет, преимущественно обусловленный интенсивным подъемом экономической активности в нескольких крупных странах. Тем не менее, многие страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны продолжают испытывать трудности, пытаясь справиться с пандемией COVID-19 и ее последствиями.
Несмотря на восстановление экономики, мировой объем производства к концу текущего года окажется примерно на 2% ниже по сравнению с прогнозами, сделанными до начала пандемии. Приблизительно две трети стран с формирующимся рынком и развивающихся стран не сумеют компенсировать снижение дохода на душу населения к 2022 году. Пандемия свела на нет достижения в области сокращения бедности и способствовала усилению нестабильности и усугублению других долгосрочных проблем в тех странах с низким уровнем дохода, где наблюдается отставание с вакцинацией.
«Несмотря на обнадеживающие признаки восстановления мировой экономики, пандемия продолжает усугублять бедность и неравенство среди населения развивающихся стран по всему миру», – констатировал Президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс. – «Налицо насущная необходимость принятия скоординированных в мировом масштабе мер по ускорению распределения вакцин и смягчения долгового бремени, особенно в странах с низким уровнем дохода. По мере ослабления кризиса в здравоохранении директивным органам будет необходимо заняться преодолением долгосрочных последствий пандемии и принять меры по стимулированию экологичного, устойчивого и инклюзивного роста экономики, не теряя из виду сохранение макроэкономической стабильности».
Что касается экономики крупнейших стран, то, по прогнозам, в США темпы экономического роста достигнут в этом году 6,8% – это станет отражением крупномасштабных мер бюджетно-финансовой поддержки и ослабления связанных с пандемией ограничений. Темпы роста в других странах с развитой экономикой в настоящее время также крепнут, хотя и не столь существенно. Среди стран с формирующимся рынком и развивающихся стран внушительный подъем – на 8,5% – ожидается в этом году в экономике Китая, что отразит удовлетворение отложенного спроса.
В группе стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в этом году прогнозируется расширение экономики на 6% под влиянием активизации спроса и роста цен на сырьевые товары. Однако восстановление экономики многих стран тормозят новые всплески заболеваемости COVID-19 и отставание по темпам вакцинации, а также, в некоторых случаях, отказ от продолжения экономической поддержки. Ожидается, что подъем экономики в этой группе стран, за исключением Китая, будет более скромным – на уровне 4,4%. В 2022 году темпы восстановления экономики в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах достигнут, по прогнозам, умеренного показателя в 4,7%. При этом, однако, восстановление экономики этой группы стран окажется недостаточным для компенсации потерь, понесенных во время рецессии 2020 года, и, как ожидается, в 2022 году объем производства окажется на 4,1% ниже по сравнению с прогнозами, сделанными до пандемии.
Предполагается, что уровень дохода на душу населения во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах останется ниже достигнутого к началу пандемии, и это сокращение доходов, как ожидается, усугубит лишения в сфере здравоохранения, образования и уровня жизни. Ослабление важнейших факторов экономического роста прогнозировалось еще до начала кризиса, вызванного COVID-19, и долгосрочные последствия пандемии, скорее всего, будут способствовать усилению этой тенденции.
Ожидается, что в нынешнем году темпы роста экономики в странах с низким уровнем дохода окажутся самыми медленными за последние 20 лет (за исключением 2020 года), отчасти в связи с крайне медленными темпами вакцинации в этих странах. В 2021 году в странах с низким уровнем дохода прогнозируется рост экономики на 2,9%, а затем, в 2022 году, он повысится до 4,7%. Объем производства в этой группе стран в 2022 году окажется, по прогнозам, на 4,9% ниже по сравнению с прогнозами, сделанными до начала пандемии.
Аналитический раздел доклада «Перспективы мировой экономики» посвящен изучению того, как сокращение торговых издержек, связанных, например, с обременительным характером логистики и процедур пограничного контроля, может способствовать ускорению темпов восстановления экономики в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах за счет создания благоприятных условий для торговли. Торговые издержки в этих странах, постепенно снижавшиеся в течение последних 15 лет, по-прежнему почти наполовину превышают аналогичные издержки в странах с развитой экономикой, в значительной мере за счет более высоких транспортных и логистических расходов. Меры, направленные на упорядочение торговых процедур и таможенных требований, создание условий для повышения эффективности транспортной инфраструктуры и управления перевозками, поощрение активного обмена информацией и содействие развитию внутригосударственной конкуренции в сфере логистических услуг, розничной и оптовой торговле, могли бы обеспечить значительную экономию средств.
«Торговые связи и глобальные производственно-сбытовые цепочки – это жизненно важный источник экономического прогресса в развивающихся странах и средство избавления от бедности для многих людей. Однако с учетом нынешних тенденций надо исходить из того, что в ближайшие десять лет темпы роста мировой торговли замедлятся», – заметил Индермит Гил, вице-президент Группы Всемирного банка по вопросам справедливого роста и финансовых учреждений. – «Развивающиеся страны постепенно восстанавливаются после пандемии COVID-19, и сокращение торговых издержек может привести к созданию благоприятных условий для возвращения в глобальные производственно-сбытовые цепочки и возобновления роста торговли».
Еще один раздел доклада посвящен анализу возвращения к повышенным темпам инфляции в мире, наблюдающегося на фоне восстановления экономической активности. Из пяти последних случаев рецессии мировой экономики рецессия 2020 года отличалась самым незначительным снижением темпов инфляции и самым быстрым последующим подъемом инфляции. Скорее всего, в оставшиеся месяцы этого года рост инфляции в мире продолжится, однако в большинстве стран, применяющих инструменты таргетирования инфляции, уровень инфляции, как ожидается, не выйдет за рамки целевых показателей. Странам с формирующимся рынком и развивающимся странам, в которых инфляция превысит целевые показатели, возможно, не нужно будет принимать ответные меры кредитно-денежной политики при условии временного характера этого превышения и сохранения стабильных инфляционных ожиданий.
«В предстоящие месяцы повышенный уровень инфляции в мире может осложнить выбор решений в области экономической политики странами с формирующимся рынком и развивающимися странами, поскольку некоторые из этих стран продолжают опираться на меры стимулирования экономического роста для обеспечения устойчивого восстановления», - предупредил Айхан Косе, директор Группы прогнозов Всемирного банка. – «Если не принять меры по нейтрализации рисков, связанных с рекордно высокой задолженностью, то эти страны останутся уязвимыми к стрессовым ситуациям на финансовых рынках, которые могут возникнуть, если инвесторы изменят свое отношение к рискам в результате роста инфляции в странах с развитой экономикой».
Рост цен на продовольствие и ускоренное повышение совокупных темпов инфляции также могут привести к ухудшению ситуации с продовольственной безопасностью в странах с низким уровнем дохода. Директивным органам этих стран следует принять меры к тому, чтобы рост темпов инфляции не привел к дестабилизации инфляционных ожиданий, а также воздержаться от использования практики субсидирования или введения контроля над ценами с тем, чтобы не допустить повышательного давления на мировые цены на продовольствие. Полезнее будет принять вместо этого меры политики, ориентированные на расширение масштабов программ социальной помощи, совершенствование логистики и повышение устойчивости предложения продовольствия на местных рынках к изменению климата.
Оставить комментарий