Для Европы и Центральной Азии политика в области мобильности рабочей силы может помочь смягчить демографические тенденции и поддержать экономический рост и сокращение бедности. Всемирный банк опубликовал экономический обзор по Европе и Центральной Азии «Миграция и утечка мозгов».
В 2019 году на фоне неопределенности экономической политики и сокращения потоков глобальных инвестиций и торговли продолжилось ослабление роста мировой экономики. Как ожидается, в 2019 году рост в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках Европы и Центральной Азии (ЕЦА) замедлится до 1,8% (по сравнению с 3,2% в 2018 году), достигнув наиболее низкого уровня за четыре года.
За совокупными цифрами роста скрываются различия в показателях между странами региона. Замедление регионального роста обусловлено заметным ослаблением экономики Турции, серьезно пострадавшей от стресса на финансовом рынке, а также слабой активностью в Российской Федерации на фоне сокращения объемов добычи нефти. В других частях региона, в том числе в странах Центральной Европы, Центральной Азии и Закавказья, рост укрепился.
Ожидается, что в 2020-2021 годах темпы роста ускорятся по мере восстановления экономики Турции и улучшения ситуации в России. Между тем прогноз сопровождается серьезными факторами риска. Главный из них связан с более резким, чем ожидалось, замедлением темпов роста в еврозоне – крупнейшем торговом партнере стран региона ЕЦА, а также с неопределенностью в мировой политике.
Что касается стран Центральной Азии и Восточной Европы, то снижение экономической активности в России может привести к сокращению денежных переводов работников, на долю которых приходится важная часть доходов этих стран, в том числе в Киргизской Республике, Молдове, Таджикистане и Украине.
Страны с большим дефицитом счета текущих операций, сильной зависимостью от потоков капитала или значительным уровнем валютного долга, такие как Турция и Украина, могут столкнуться с непредвиденным изменением настроений инвесторов. Еще одним фактором риска являются резкие колебания цен на энергоносители, особенно для региональных стран-экспортеров, таких как Азербайджан, Казахстан и Россия.
Перед странами региона стоят долгосрочные задачи в области развития, в частности, необходимость совершенствования государственного управления, завершение перехода к конкурентным и инклюзивным рынкам, улучшение условий для частных инвестиций и инноваций, а также адаптация к изменению климата. Ситуация усложняется в связи с ухудшением демографических тенденций, в том числе с сокращением населения трудоспособного возраста.
Миграция и "утечка мозгов"
Мигранты, подавляющее большинство которых, как правило, – люди трудоспособного возраста, могут ослабить демографическое давление за счет роста численности рабочей силы, повышения производительности и ускорения экономического роста. В центре внимания Доклада – разработка государственной политики в области трудовой мобильности, которая позволит использовать преимущества и сократить издержки, связанные с миграцией; в Докладе также рассматриваются тенденции, предпосылки и воздействия на экономику, связанные с низко- и высококвалифицированной рабочей силой.
За последние годы доля иммигрантов в Западной и Восточной Европе стремительно возросла. Сегодня один из трех мигрантов в мире направляется в Европу. В то время как в среднем на долю миграции внутри регионов в мире приходится лишь треть общей численности мигрантов, уровень внутрирегиональной миграции в регионе ЕЦА особенно высок. При этом 80% эмигрантов переезжают в другие страны региона ЕЦА.
Одним из наиболее эффективных инструментов искоренения бедности и сокращения неравенства во всем мире является ослабление ограничений в отношении миграции. Вместе с тем нередко отмечается серьезная оппозиция по отношению к миграции.
Все страны заинтересованы в привлечении квалифицированных работников для стимулирования инноваций и повышения производительности. Что касается стран-реципиентов, то выработка ясной стратегии предоставления вида на жительство или даже гражданства является важным аспектом привлечения квалифицированной рабочей силы, поскольку в таких странах рабочие места, как правило, создаются на постоянной основе и требуют значительных инвестиций в человеческий капитал с учетом особых аспектов занятости.
Поскольку многие квалифицированные мигранты переезжают со своими семьями, не менее важным вопросом является предоставление гарантированного вида на жительство и доступа к образованию и другим государственным услугам. Инвестиции в высшее образование – еще один важнейший аспект, поскольку наличие хороших вузов является залогом привлечения талантливых и целеустремленных кадров.
Что касается стран-доноров, испытывающих продолжительные периоды оттока ограниченного капитала, то эмиграция квалифицированных трудовых ресурсов представляет серьезную проблему. Такие устойчивые тенденции часто являются следствием, а не причиной более глубоких проблем. Улучшение качества государственного управления и укрепление институциональных основ в странах-донорах являются долгосрочными задачами экономической политики с целью искоренения причин непрерывной эмиграции.
К мерам государственной политики, направленным на удержание квалифицированных работников, относятся развитие частного сектора и создание рабочих мест, инвестиции в высшее образование и расширение экономических возможностей для женщин. Расширение взаимосвязей – важный аспект, позволяющий укрепить отношения с зарубежной диаспорой; несмотря на то что такие меры облегчают процесс эмиграции, эмигранты, поддерживающие связь с родиной, более склонны инвестировать и возвращаться в свою страну.
Со временем миграция квалифицированных кадров может приобрести более кратковременный и циклический характер, благодаря усилению глобальной интеграции, снижению транспортных и коммуникационных издержек и повышению уровня жизни за пределами традиционных развитых экономик. Увеличение потенциальных выгод, которые помогут удерживать граждан в странах-донорах, с большей вероятностью сдержит поток эмиграции, чем проведение политики ограничения преимуществ за рубежом.
Оставить комментарий