Главный научный сотрудник Центра экономических исследований Нодира Курбанбаева рассказала, насколько эффективно Узбекистан использует открывающиеся шансы на мировом рынке черешни.
Авторы статьи АПК Информ задаются правильными и актуальными вопросами. Узбекистан, действительно, имеет отличные шансы по захвату рынка черешни в Европе, в странах СНГ и в Китае. Однако, наш вопрос состоит в том, насколько эффективно Узбекистан использует эти открывающиеся шансы. Дело в том, что Узбекистан имеет отличные перспективы по захвату рынка черешни более крупного калибра и имеющиеся в нашей стране климатические условия позволяют выращивать ее в больших объемах и экспортировать. Не секрет, что благодаря своим благоприятным климатическим условиям и географическим особенностям, Узбекистан издревле обладает сравнительными преимуществами в выращивании, производстве и, соответственно, экспорте фруктов, овощей и бахчевых культур, которые по вкусовым качествам и натуральности (экологичности) не имеют равных в мире. Однако, к сожалению, на данный момент эта продукция конкурентоспособна лишь по цене, нежели по качеству. Поэтому большинство узбекских экспортеров черешни продают свою продукцию лишь за 35-40 центов, в то время как могли бы получать 4 доллара и выше за килограмм.
Ситуация, в которой узбекская черешня привела к снижению цен в Европе, является классическим примером того, как работает закон спроса – когда потребители готовы покупать больше продукции при меньшей ее цене. При этом производители, желающие продать свою продукцию по более высоким ценам, в данном случае не могут этого сделать, поскольку качественные характеристики местной черешни, включая калибровку, не соответствуют запросам и предпочтениям иностранных потребителей, способных покупать ее по высокой цене.
До тех пор пока государство будет вмешиваться в ценообразование, – узбекские производители черешни и дальше будут вынуждены экспортировать свою продукцию по ценам значительно ниже мировых. Следовательно, для того, чтобы эти же производители смогли продавать свою продукцию по ценам, хотя бы приближенным к мировым, необходимо повышать качественные характеристики отечественной черешни, увеличивать инвестиции в развитие отрасли, в новые знания, целенаправленно заниматься выведением новых сортов крупнокалиберной черешни, выращивать ее в больших объемах, обеспечивать ее достойное хранение, охлаждение, сортировку, агрологистику. Особое внимание необходимо уделить вопросам формализации практики обращения со скоропортящимися товарами на таможне. В то же самое время необходимо стимулировать отечественных производителей инвестировать в исследование рынков зарубежных стран, в маркетинг, в том числе в исследование вкусовых и индивидуальных предпочтений иностранных потребителей и т.д.
Примечательно, что в прошлом Узбекистан обладал способностью производить в больших объемах черешню крупного калибра. Однако со временем запустение отрасли, отсутствие инвестиций, отсутствие конкуренции привели к тому, что рынок заполонила мелкая, некачественная черешня. Да, сейчас мы имеем высокие урожаи черешни, но в большинстве – это продукция, не соответствующая характеристикам той, которая могла бы продаваться по ценам даже выше мировых. Если ситуация не изменится, то и далее выигрывать будет только европейский потребитель за счет узбекского производителя.
Учитывая растущие перспективы экспорта черешни в Китай, а также стабильно имеющийся спрос на узбекскую черешню в Европе и странах СНГ, необходимо направить все усилия государства и бизнеса на то, чтобы повышать конкурентоспособность своей продукции по качеству, необходимо мотивировать отечественных производителей к выращиванию в больших объемах качественной, экспортоориентированной продукции – в данном случае крупнокалиберной черешни. И нет сомнений в том, что инвестиции в отрасль окупятся с лихвой. Так, известно, что европейские потребители способны и готовы покупать крупнокалиберную, качественную, экологически чистую черешню по цене до 24 долл. за кг, что для узбекских экспортеров делает в будущем европейский рынок даже более перспективным, чем китайский. Таким образом, повышение качества инвестиций в отрасль, нежели бесконечное ее субсидирование, приведёт к повышению эффективности использования открывающихся шансов на мировых рынках черешни для узбекских производителей.
Оставить комментарий