Меры денежно-кредитной политики:аналитическая основа

Меры денежно-кредитной политики:аналитическая основа

В своей новой рубрике «COVID-19 глазами экономистов» журнал «Экономическое обозрение» продолжает публиковать мнения ведущих международных и отечественных экспертов и аналитиков об опасностях пандемии и мерах поддержки экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Ведущие экономисты всего мира призывают к быстрым политическим действиям, чтобы смягчить экономический ущерб от глобальной пандемии коронавируса. В новой книге, которая содержит статьи, собранные британскими учеными Центра исследований экономической политики (CEPR) и аналитического портала VoxEU.org профессорами экономики Ричардом Болдуином и Беатрис Ведер ди Мауро, эксперты единодушны в том, что аргументы в пользу решительного и скоординированного бюджетного стимулирования неопровержимы.

Филип Р. Лэйн, член исполнительного совета и главный экономист ЕЦБ приводит аналитические рамки, лежащие в основе всеобъемлющего пакета мер денежно-кредитной политики, который Совет Управляющих ЕЦБ принял 12 марта 2020 года.

Распространение коронавируса - серьезный экономический шок для всего мира и стран еврозоны. В дополнение к очень обсуждаемому потенциальному прерыванию цепочек поставок, необходимые меры сдерживания, которые вводятся во многих странах подразумевают как временное снижение производства, так и отмену или откладывание многих расходов. В целом, эта ситуация имеет непосредственное негативное влияние на экономику. Последние данные опроса, измеряющие текущую глобальную активность, показывают резкий спад.

Четкой целью для политиков должно быть смягчение воздействия шока путем противодействия проциклической динамике и отключение сил распространения, которые могут превратить временный шок в снижение долгосрочных экономических показателей. Для правительств, в дополнение к решению насущных проблем общественного здравоохранения которые необходимы для сдерживания распространения коронавируса, требуется скоординированная реакция фискальной политики для поддержки фирм и работников, подверженных экономическим последствиям от этого шока. Это должно включать такие меры, как предоставление кредитных гарантий, которые ограничивают угрозу временного дефицита доходов тем фирмам, которые были в хорошей форме до того, как произошел этот шок.

Это также должно включать поддержку работников, которые сталкиваются с временным снижением заработной платы. В целом, общая макроэкономическая ориентация фискальной политики должна обеспечивать то что снижение совокупных расходов частного сектора не усиливается в проциклической манере. Соответственно, Совет управляющих решительно поддерживает приверженность региональных правительств и европейских институтов для совместных и скоординированных политических действий.

Денежно-кредитная политика также играет важную роль. Первоначальный шок со стороны предложения, вызванный вспышкой коронавируса, явно перерос в шок спроса, который сильно влияет на деятельность во всех секторах экономики. Кроме того, экономические последствия коронавируса уже усилились в результате ужесточения финансовых условий, особенно в результате снижения цен на акции, роста доходности некоторых классов активов, а также повышения курса евро. Это может спровоцировать существенное ухудшение условий финансирования в зоне евро.

Наша реакция денежно-кредитной политики на этот серьезный (но в конечном итоге временный) шок имеет три ключевых элемента:

  • во-первых, защита условий ликвидности в банковской системе посредством серии операций долгосрочного рефинансирования (LTRO - Long-term refinancing operations) по выгодным ценам;
  • во-вторых, защита стабильного потока кредитов в реальную экономику посредством фундаментальной перекалибровки целевых долгосрочных операций по рефинансированию (TLTRO - targeted longer-term refinancing operations);
  • в-третьих, за счет увеличения программы покупки активов, предотвращая ужесточение условий финансирования экономики на проциклической основе.

Важно обеспечить, чтобы ликвидность предоставлялась финансовой системе на щедрых условиях, чтобы избежать хорошо понятных спиральных эффектов, если неблагоприятный экономический шок усугубляется дефицитом ликвидности. В дополнение к нашим существующим регулярным операциям ликвидности, новые операции долгосрочного рефинансирования обеспечивают новые линии финансирования по низкой ставке (ставка по депозитным средствам минус 50 базисных пунктов). Такие показатели ликвидности особенно важны в условиях повышенной неопределенности и когда шок от коронавируса также создает проблемы операционного риска для многих участников финансовой системы.

Особенно учитывая нехватку доходов, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия (МСП), и нехватку доходов, с которыми сталкиваются домашние хозяйства, поддержка кредитного предложения поможет избежать динамики кредитного кризиса, во время которой банки отказываются от кредитования, тогда как спрос на кредит растет. В соответствии с новыми условиями TLTRO III мы увеличили объем средств, более чем на 1 триллион евро, которые банки могут брать от ЕЦБ для предоставления кредитов фирмам и домашним хозяйствам. Это увеличивает общий объем возможных заимствований в рамках этой программы почти до 3-х триллионов евро. Банки могут брать кредиты по самым выгодным ставкам, которые мы когда-либо предлагали, при условии, что они продолжают выполнять свою работу по предоставлению кредитов частному сектору. Важным нововведением является то, что, устанавливая минимальную ставку заимствования на 25 базисных пунктов ниже средней процентной ставки по депозитной линии, мы эффективно снижаем затраты на финансирование в экономике без общего снижения традиционных ставок.

В целом, новые условия TLTRO помогают значительно облегчить условия финансирования, которые определяют предложение кредитов, предоставляемых банками фирмам и домашним хозяйствам.

В частности, это поддержит банковское кредитование тех, кто больше всего пострадал от распространения коронавируса, и особенно МСП. Для того чтобы банки могли в полной мере использовать нашу финансовую поддержку, мы также рассмотрим дальнейшие меры по смягчению залогового обеспечения. Кроме того, как показывает этот пересмотр, должно быть ясно, что корректировки параметров программы TLTRO обеспечивают гибкий инструмент в нашем наборе инструментов денежно-кредитной политики, если обстоятельства того требуют.

В этом контексте меры, принятые Наблюдательным советом ЕЦБ, также предоставляют желанный временный капитал и операционную помощь банкам зоны евро. Эти решения показывают, что улучшения в нормативно-правовой базе, достигнутые за последние годы, позволяют снизить циклические требования к банкам, что дополняет наши решения в области денежно-кредитной политики.

Важно обеспечить достаточно адаптивную денежную позицию, особенно в условиях высокой неопределенности и повышенной финансовой нестабильности. Добавление дополнительного пакета в 120 млрд. Евро к нашей программе покупки активов на оставшуюся часть 2020 года помогает обеспечить кривую безрисковой доходности в зоне евро, отраженную кривой овернайт своп индекса (OIS) - поддерживает благоприятные финансовые условия для реальной экономики. Роль программы покупки активов - как в частном секторе, так и в государственном секторе - особенно полезна в периоды «бегства в безопасность», когда инвесторы переключаются между активами на основе моделей корреляции, с помощью которых некоторые активы классифицируются как «безопасные участки», которые приобретают ценность во время эпизодов риска. В таких условиях существуют отклонения от типичных моделей совместного движения между кривой доходности суверенных облигаций и соответствующими ставками OIS, что требует гибкости в реализации нашей программы покупки активов.

Добавление этих дополнительных средств в программу покупки активов демонстрирует, что для Евросистемы приоритетным является обеспечение более сильного присутствия на рынке облигаций в периоды повышенной волатильности. Более того, мы стремимся использовать полную гибкость, встроенную в программу покупки активов, для реагирования на текущие рыночные условия. Это означает, что могут быть временные колебания в распределении потоков закупок как по классам активов, так и по странам в ответ на шоки «бегства к безопасности» и шоки ликвидности. Такие отклонения от стационарного межстранового распределения находятся в пределах компетенции программы, пока капитал продолжает фиксировать общий запас наших активов в долгосрочной перспективе.

Мы не допустим каких-либо рисков для беспрепятственной передачи нашей денежно-кредитной политики во всех юрисдикциях зоны евро. Мы явно готовы сделать больше и отрегулировать все наши инструменты, если это необходимо, чтобы гарантировать, что повышенные спреды, которые мы видим в ответ на ускорение распространения коронавируса, не подрывают передачу.

Позвольте мне коснуться последнего аспекта. Вы можете задаться вопросом, почему, в отличие от многих других центральных банков в последние недели, ЕЦБ не снизил свои ключевые ставки.

Решения о краткосрочных ставках следует понимать с учетом характера и ожидаемой продолжительности шоков, стоящих перед экономикой, а также задержек передачи (лаг) различных инструментов денежно-кредитной политики. Например, изменение краткосрочной ставки, как правило, является наиболее мощным, если ожидается, что оно будет постоянным, учитывая важность канала ожиданий в определении влияния краткосрочной ставки на общую кривую доходности. Этот персистентный канал менее актуален в контексте распространения коронавируса.

Хотя этот серьезный шок поражает нас на высокой скорости, наш базовый сценарий заключается в том, что в конечном итоге он будет временным. Соответственно, мы пришли к выводу, что более адекватным ответом является ослабление денежной позиции за счет дополнительных покупок активов и значительная поддержка предложения кредитов в рамках пересмотренной программы TLTRO.

Тем не менее, также должно быть ясно, что, хотя ставка по депозитному кредиту (основная краткосрочная процентная ставка) была сохранена во вчерашнем решении на его текущем значении минус 50 базисных пунктов, Совет управляющих сохраняет возможность будущего снижения процентной ставки, если этого требует ужесточение финансовых условий или угроза нашей среднесрочной инфляционной цели.

Поделиться постом

Похожие новости