ГЧП в области строительства автомобильных дорог: опыт развитых стран и перспективы внедрения в Узбекистане

ГЧП в области строительства автомобильных дорог: опыт развитых стран и перспективы внедрения в Узбекистане

Аналитики Всемирного Банка доказывают, что 1% увеличение общей стоимости инфраструктуры государства приводит к 1% росту уровня внутреннего валового продукта. Таким образом, существует прямая зависимость между развитием инфраструктуры и развитием экономики. В соответствии с прогнозами Всемирного Банка страны с развивающейся экономикой в течение 10 лет инвестируют более 22 триллионов долларов США в развитие инфраструктуры. Больше всего ожидается инвестиций со стороны Китая (43%), Индии (13%), России (10%) и Бразилии (5%).

Что такое государственно-частное партнерство

Такие огромные суммы практически невозможно привлечь только за счет бюджетных средств. В этом случае единственным вариантом своевременного решения насущной проблемы является привлечение частных средств. Одним из самых современных и эффективных способов такого привлечения является государственно-частное партнерство. Данный механизм позволяет совместное участие государства и частного сектора в финансировании различных проектов, особенно в области инфраструктуры.

Данный механизм уже много лет успешно применяется как в развитых странах, так и в развивающихся. Например, в Великобритании Частная Финансовая инициатива, основанная в 1992 году, ответственна за 14% государственных инвестиций в большинстве инфраструктурных проектах. США используют адаптированную систему участия частного капитала в инфраструктурных проектах. Франция, Испания и Италия имеют многолетний успешный опыт платных шоссейных дорог для привлечения инвестиций частного сектора. Финляндия, Германия, Греция, Португалия и Нидерланды также используют концепцию платных автомобильных дорог. Среди других примеров можно выделить страны Восточной Европы, Канаду и Японию. Среди развивающихся стран стоит отметить Латинскую Америку, а именно Мексику, где начали использовать данный механизм еще в 1980-х годах, Колумбию, в которой с начала 1990-х годов активно используется государственно-частное партнерство, и Чили, где существует устоявшаяся программа такого партнерства. В Азии основными игроками являются Китай и Индия, обширные территории которых необходимо покрыть автомобильными дорогами, что крайне сложно сделать без привлечения частных инвестиций. Другими примерами являются Южная Корея, Индонезия, Филиппины и Сингапур. Наконец, в Африке данная концепция применяется в основном в ЮАР, остальные страны только начинают процесс использования государственно-частного партнерства в строительстве автомобильных дорог.

Узбекистан в полной мере осознает важность такого механизма, о чем Президент Шавкат Мирзиеев заявил на Совещании по вопросам развития дорожного хозяйства и широкого привлечения инвестиций в эту сферу 2 октября 2019 года.

Для этих целей в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по созданию правовой и институциональной базы развития государственно-частного партнерства» от 20 октября 2018 года было создано Агентство по развитию государственно-частного партнерства в Республике Узбекистан. Более того, после проделанной колоссальной работы 26 апреля 2019 года был принят Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве», который регулирует отношения государства и частного сектора в вопросах такого партнерства.

Каким образом компенсировать затраты и оплачивать выгоду частному партнеру?

В случае, если автомобильная дорога является единственной в данном регионе или представляет стратегическое значение, государство берет на себя все расходы на строительство и обслуживание. Тем не менее, в случаях, когда автомобильная дорога необходима для хозяйствующих субъектов и является более удобной и качественной альтернативой для населения, использование механизма государственно-частного партнерства является наиболее эффективным. В таких ситуациях, учитывая тот факт, что частный партнер ожидает финансовую выгоду от своей деятельности, а государство и так оплачивает часть расходов, связанных с проектом, наиболее успешным решением по единодушному мнению экспертов является платная автомобильная дорога.

Действительно, главными выгодополучателями от использования платной автомобильной дороги являются хозяйствующие субъекты, которые существенно сокращают затраты на транспортировку своих грузов, и население, которое согласно на использование такой дороги из-за экономии топлива и времени. Таким образом, абсолютно логично, что часть расходов будет взиматься с выгоды в виде оплаты за пользование платной автодорогой.

Что делается в этом направлении в Узбекистане

За годы независимости в Республике Узбекистан было реализовано шесть проектов государственно-частного партнерства на общую сумму 357.5 миллионов долларов США, в том числе четыре телекоммуникационных проекта, один железнодорожный проект и один по водоснабжению и канализации. В настоящее время благодаря продуманной политике и приложенным усилиям бурно развивается деятельность в области государственно-частного партнерства в Республике Узбекистан. Более 45 проектов находятся на различных стадиях выполнения в таких отраслях, как образование, туризм, культура, здравоохранение, транспорт, коммунальные услуги и энергетика. Уже три проекта рассматриваются в области строительства автомобильных дорог. Предусматривается реализация восемнадцати крупных проектов протяженностью 1,6 тысячи километров. Республика Узбекистан планирует привлечение международных организаций и частных партнеров к проектам строительства и ремонта автомобильных дорог. Современные автомобильные платные дороги Ташкент – Самарканд протяженностью 290 км и Ташкент – Андижан протяженностью 360 км планируется построить в форме государственно-частного партнерства. В данных проектах участвуют такие крупные международные финансовые организации, как Всемирный Банк и Европейский Банк Реконструкции и Развития, что создает дополнительные гарантии для частных инвесторов. Кроме этого, в разработке находится проект строительства нового платного тоннеля на перевале Тахтакорача протяженностью 4-5 км также в форме государственно-частного партнерства.

Тем не менее, каждый проект представляет собой достаточно сложный комплекс мероприятий, рассчитанный на много лет. Поэтому крайне важно рассматривать каждый проект с точки зрения не только финансовых и экономических рисков, но также анализировать возможные социальные и политические последствия.

Какие преимущества дает государственно-частное партнерство в области строительства автомобильных дорог

Большинство ученых согласны, что развитие инфраструктуры, а именно современных автомобильных дорог, в будущем приносит большую выгоду, чем просто экономический доход. Этот феномен связан с тем, что развитая инфраструктура привлекает крупный бизнес, что в свою очередь создает много инвестиционных возможностей и развивает сопутствующие отрасли экономики, что далее приводит и к развитию культурных, образовательных и медицинских учреждений, таким образом приводя к общей социально-экономической выгоде.

Более того, современная действительность диктует, что также необходимо уделять более пристальное внимание и, так называемым, редким форс-мажорным факторам. Ярким примером может служить пандемия коронавируса, из-за которой многие государственные границы были закрыты и путешественники помещены под карантин. Само собой, такие ограничения приводят к резкому увеличению сроков сдачи объекта и значительно повышают издержки. Другим примером может служить трагедия Сардобинского водохранилища, являющаяся техногенной катастрофой. При проектировании автомобильных дорог необходимо учитывать риски возникновения таких ситуаций. Учет всех рисков неминуемо приведет к увеличению стоимости проекта, но отказ от учета таких рисков может привести к колоссальным затратам и даже к закрытию проекта.

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой необходимо комплексно подходить к проектам в строительстве автомобильных дорог. Учитывая возросшую нагрузку на бюджет, а также необходимость развития дорожно-транспортной инфраструктуры в стране, проекты государственно-частного партнерства заслуживают пристального внимания. Тем не менее, каждый проект должен тщательно рассматриваться и анализироваться, чтобы в будущем каждая сторона проекта, а также страна в целом получили несомненные выгоды.

Использование опыта развитых стран в области государственно-частного партнерства с учетом специфики и географического расположения регионов Республики Узбекистан, а также привлечение международных финансовых организаций и признанных экспертов в этой области, даст дополнительные средства для инвестиций и улучшения качества строительства автомобильных дорог.

Турсун Шодиев, доктор экономических наук, профессор

Абдулазиз Джалилов, старший преподаватель

Международный Вестминстерский университет в Ташкенте

Поделиться постом

Похожие новости