COVID-19: Европе нужен план по ликвидации последствий катастрофы

COVID-19: Европе нужен план по ликвидации последствий катастрофы

В своей новой рубрике «COVID-19 глазами экономистов» журнал «Экономическое обозрение» продолжает публиковать мнения ведущих международных и отечественных экспертов и аналитиков об опасностях пандемии и мерах поддержки экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Ведущие экономисты всего мира призывают к быстрым политическим действиям, чтобы смягчить экономический ущерб от глобальной пандемии коронавируса. В новой книге, которая содержит статьи, собранные британскими учеными Центра исследований экономической политики (CEPR) и аналитического портала VoxEU.org профессорами экономики Ричардом Болдуином и Беатрис Ведер ди Мауро, эксперты единодушны в том, что аргументы в пользу решительного и скоординированного бюджетного стимулирования неопровержимы.

В данной статье рассматривается кризис пандемии COVID-19 и необходимые меры для предотвращения возможных катастрофических последствий.

Шок по распространению COVID-19 сочетает в себе особенности шока спроса и предложения. Кризис в Европе может развернуться через четыре частично перекрывающихся этапа:

1 фаза- Китайский шок (Январь-март): в основном неблагоприятные побочные эффекты кризиса в Китае через глобальные производственно-сбытовые цепочки. Дефицит на стороне предложения характерен для некоторых производителей и продуктов; отраслевые эффекты значительны, наиболее затронутые сектора (транспортное оборудование, электроника, фармацевтика, текстиль) составляют около 4% ВВП.

2 фаза - отраслевые сбои (начиная с февраля): отраслевой и региональный шок спроса ударял в основном по туризму, воздушному транспорту, гостеприимству и развлечениям. Это более сильный шок, но, опять же, пострадавший сектор в целом невелик - не более 5% ВВП, если включить рестораны, с некоторыми различиями в разных странах.

3 фаза - острое общее нарушение: (в начале марта в Италии, через 1-3 недели в других европейских странах): шок совокупного предложения в результате мер по сдерживанию распространения инфекции с ограниченным спросом и мобильностью. Придется сталкиваться с последствиями таких мер, как запреты на поездки, остановка систем общественного транспорта и закрытие школ. Такие широкомасштабные меры неизбежно наносят большой экономический ущерб из-за сокращения предложения рабочей силы (около 15% из-за закрытия школ), препятствий для деловой активности, финансовых беспорядков (фондовые рынки, кредитные стандарты) и падение общественного потребления. Совокупный квартальный выпуск, вероятно, сильно сократится на этом этапе, но, все еще будет состоять из однозначных чисел. Снижение цен на нефть будет выступать в качестве очень частичного стабилизатора, а другие международные переливы будут явно негативными.

4 фаза - восстановление (начиная с мая или июня): вероятен резкий отскок, но он может быть приглушен гистерезисом из-за недостаточного доверия, потерянного корпоративного дохода в секторах услуг, банкротств среди МСП и кредитных ограничений, вызванных накоплением неработающих кредиты на балансах банков и восстановление ущерба сбережений на уровне домашних хозяйств. Опасность заключается в том, что такие последствия гистерезиса препятствуют восстановлению до докризисного уровня, когда чрезвычайная ситуация в области здравоохранения закончится.

Адекватный политический ответ зависит от фазы

На первой фазе были ограничены возможности для политического вмешательства на совокупном уровне. Некоторые целевые отраслевые меры включает субсидируемое короткое рабочее время.

На второй фазе системы жизнеобеспечения ликвидности, начиная с автоматических задержек с выплатами налогов и социальных взносов, и схем частичной безработицы, были внедрены на национальном уровне.

На третьей фазе требуется более обобщенные меры экстренной поддержки по различным причинам.

Во-первых, необходимо значительно увеличить расходы на здравоохранение (временные помещения, оборудование, наем, сверхурочные для медицинского персонала).

Во-вторых, некоторые сферы услуг будут нести постоянные потери дохода, а не только дефицит ликвидности. В частности, МСП нуждаются в существенной финансовой поддержке на этом этапе в форме налоговых льгот, льготных кредитных линий и грантов в дополнение к предыдущим мерам, чтобы предотвратить банкротства. Необходимо активизировать временную частичную поддержку по безработице, поскольку она помогает смягчить шок и избежать увольнений, а это именно то, что необходимо, когда происходит внешнее падение активности.

Также может потребоваться прямая поддержка домохозяйств путем облегчения денежных выплат (таких как налоговые каникулы или освобождение от оплаты счетов за электроэнергию, как объявлено в Италии) или выдачи наличных (как уже объявлено в Гонконге и Сингапуре), а также прямых переводов независимым работникам.

Фаза 4 потребует значительной поддержки фискального спроса, чтобы избежать влияния гистерезиса. Масштаб усилий будет зависеть от продолжительности и серьезности рецессии Фазы 3. Приоритет на этом этапе будет сосредоточен на совокупном спросе, а не на стороне предложения или секторальных мерах. Наиболее подходящим средством, вероятно, будут прямые трансферты домохозяйствам. Необходимо заранее спланировать усиление, чтобы оно могло быть активировано в нужный момент.

На этапах 2 и 3 ЕЦБ должен быть готов предоставить ликвидность банкам, которые, вероятно, будут затронуты ухудшением качества кредитов, в то же время сталкиваясь с насущными потребностями в краткосрочном кредитовании. ЕЦБ также имеет большой опыт проведения (целевых) долгосрочных операций по рефинансированию и должен рассмотреть возможность запуска такой программы (при условии банковского кредитования МСП). Что касается денежно-кредитной политики, лучшим направлением действий будет монетарное смягчение в координации с фискальным стимулом. Снижение цен на нефть повлияет на общую инфляцию и, как это происходило в прошлом, может повлиять на инфляционные ожидания населения и компаний. Поэтому ключевым моментом является то, что ЕЦБ обеспечивает надежную связь с целью инфляции, чтобы избежать дефляционного сценария.

Поскольку неработающие кредиты (NPLs) будут расти, ЕЦБ и национальные органы надзора могут предоставить временное освобождение (например, на оставшуюся часть года) от согласованных рамок для сокращения NPL в ЕС. Временный отказ от внедрения Базельских стандартов для классификации кредитов также может быть полезным. Наконец, некоторые конкретные буферы могут быть ослаблены. Однако надзорные органы не должны допускать значительного ухудшения балансов банков, поскольку банки будут необходимы для финансирования перезапуска экономики на этапе 4. Гарантии, предоставляемые Европейским инвестиционным банком, помогут защитить балансы банков, учитывая в то же время расширение кредитных линий для МСП.

Суть в том, что фаза 3 создаст не только проблему ликвидности, но и проблему платежеспособности в различных странах, хотя и в разной степени в зависимости от конкретных секторов и размеров фирм. Эти проблемы платежеспособности не могут быть решены с помощью денежно-кредитной политики и даже в меньшей степени с помощью микро- и макропруденциальной политики. Следовательно фискальное вмешательство будет ключевым.

Поделиться постом

Похожие новости