Как ранее сообщалось, 13 августа глава государства подписал Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». Данный закон имеет историческое значение. Потому что до сих в пор в Узбекистане приватизировать земельные участки было невозможно.
Гайбулло ПРИМОВ, ответственный сотрудник Министерства юстиции прокомментировал, как будет приватизирована земля.
Целью закона является регулирование отношений физических и юридических лиц в области приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.
Согласно закону, приватизация земельного участка — отчуждение земельного участка, находящегося в публичной собственности, в собственность физических лиц — граждан Республики Узбекистан и (или) юридических лиц — резидентов Республики Узбекистан.
Приватизация земельных участков осуществляется на основе принципов законности, добровольности, возмездности, единства приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, открытости и прозрачности.
Следующие виды земельных участков могут быть приватизированы:
- земельные участки, на которых расположены принадлежащие юридическим лицам на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;
- земельные участки, предоставленные гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;
- свободные земельные участки;
- земельные участки, предоставленные Фонду развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан.
Приватизации не подлежат земельные участки:
- расположенные на территориях, не имеющих утвержденных и опубликованных схем планировки;
- на которых расположены месторождения полезных ископаемых, стратегические объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации;
- входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов, общего пользования городов и поселков (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары);
- зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению;
- предоставленные участникам свободных экономических и малых промышленных зон.
Приватизацию земельных участков могут осуществлять физические лица — граждане Республики Узбекистан и юридические лица — резиденты Республики Узбекистан.
Иностранные граждане и юридические лица — нерезиденты Республики Узбекистан, а также лица без гражданства не имеют права на получение приватизированных земельные участков.
Теперь попробуем ответить, каким будет порядок приватизации. Заявление о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, подается через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан на имя хокима района (города) по месту расположения земельного участка.
Данное заявление рассматривается Комиссией по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков в течение десяти рабочих дней.
Комиссия составляет свое положительное или отрицательное заключение в соответствии с Административным регламентом оказания государственных услуг по приватизации земельных участков.
Заключение Комиссии является основанием для принятия соответствующего решения хокима района (города) о приватизации земельных участков или об отказе в их приватизации.
Решение об отказе в приватизации земельных участков принимается в день составления отрицательного заключения Комиссии и может быть обжаловано в административный суд.
Решение о приватизации земельных участков принимается в течение трех рабочих дней после проведения оплаты за приватизируемый земельный участок.
Основаниями для отказа в приватизации земельных участков являются:
- наличие незавершенных судебных разбирательств в отношении приватизируемых земельных участков;
- наличие запрета или ареста, наложенного на объекты недвижимости, расположенные на приватизируемых земельных участках;
- наличие актов уполномоченных государственных органов об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд, строительстве инфраструктурных объектов, принятых до подачи заявления;
- обнаружение в заявлении недостоверных, противоречивых или искаженных сведений;
- неосуществление или неполное осуществление оплаты за приватизируемый земельный участок в срок.
Решение об отказе в приватизации земельных участков принимается в день составления отрицательного заключения комиссии.
Решение о приватизации земельных участков принимается в течение трех рабочих дней после проведения оплаты за приватизируемый земельный участок.
Порядок приватизации свободных земельных участков. Свободные земельные участки определяются органами государственной власти на местах в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и территорий. Они продаются в собственность юридических и физических лиц через электронный онлайн-аукцион по согласованию с Агентством урбанизации при Министерстве экономики и промышленности. Свободные земельные участки могут быть проданы через электронный онлайн-аукцион и с инвестиционными обязательствами.
Стоимость приватизируемого свободного земельного участка определяется по результатам проведенного электронного онлайн-аукциона. Плата за приватизируемый земельный участок осуществляется физическим и юридическим лицом в течение десяти рабочих дней после получения письменного или электронного уведомления о положительном заключении комиссии.
Размер платы за приватизируемый земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан в кратных размерах ставки земельного налога с юридических лиц и физических лиц, установленной для соответствующих земель на день приватизации.
Стартовая цена земельных участков, выставляемых на электронный онлайн-аукцион, устанавливается равной их рыночной стоимости на момент их выставления.
Собственники приватизированных земельных участков имеют право:
- свободно владеть, пользоваться и распоряжаться приватизированным земельным участком по своему усмотрению и в своих интересах, в том числе использовать его в качестве предмета залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал (уставный фонд) юридического лица, предоставлять в аренду, не нарушая права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц, государства;
- требовать устранения всяких нарушений права собственности на приватизированный земельный участок;
- самостоятельно хозяйствовать на приватизированном земельном участке;
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос.
При этом собственники приватизированных земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельного участка требования нормативных документов в области технического регулирования; возмещать в установленном порядке причиненный ущерб другим собственникам земельных участков; выполнять инвестиционные обязательства, возложенные при приобретении земельного участка.
Изъятие приватизированного земельного участка у собственника допускается только при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации.
Стоимость изымаемого приватизированного земельного участка при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника определяется в соответствии с Законом «Об исполнении судебных актов и актов иных органов».
Национализация приватизированного земельного участка осуществляется исключительно для государственных и общественных нужд и при получении согласия собственника земельного участка.
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, по решению Кабинета Министров приватизированный земельный участок может быть изъят у его собственника (реквизиция) с возмещением ему причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.
По прекращению действия обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, бывший собственник реквизированного земельного участка вправе требовать возврата ему сохранившегося имущества.
В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, приватизированный земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда (конфискация).
Напомним, данный закон вступает в силу с 1 марта 2020 года.
До 1 февраля 2020 года в Сырдарьинской области будет проведен правовой эксперимент по апробации процедуры приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.
Оставить комментарий