В январе инфляция на потребительском рынке составила 0,9%

В январе инфляция на потребительском рынке составила 0,9%

В январе 2022 года товары и услуги на потребительском рынке в среднем стали дороже на 0,9%, говорится в отчете Государственного комитета Узбекистана по статистике.

В годовом выражении (относительно января 2021 года) повышение цен в потребительском секторе составило 9,8%.

Лидерами по росту цен и тарифов за первый месяц 2022 года стали продовольственные товары, которые в среднем подорожали на 1,3%.

Непродовольственные товары за этот же период прибавили в цене на 0,5%, платные услуги населению – на 0,7%.

Продовольственные товары являются лидерами по приросту цен и в годовом выражении. Так, в январе 2022 года, относительно января 2021 года, они в среднем подорожали на 13,1%. Непродовольственные товары и платные услуги за этот же период соответственно стали дороже на 7,8% и 6,9%.

В январе 2022 года за счет роста цен на продовольственные товары сводный ИПЦ за месяц увеличился на 0,54 п.п., непродовольственные товары – на 0,17 п.п. Рост тарифов на услуги прибавил к сводному показателю еще 0,15 п.п.

В структуре годового сводного ИПЦ за январь 2022 года также ярко выраженным был вклад продовольственной инфляции (5,53 п.п.). На непродовольственные товары пришлись 2,71 п.п., услуги – 1,60 п.п.

В январе 2022 года плодоовощная продукция традиционно вышла в лидеры по росту цен за месяц. Так, фрукты и орехи прибавили в цене, по сравнению с концом 2021 года, на 3,1%, овощи, клубнеплоды, плантайны и зернобобовые – на 5,8%.

Мясная продукция за месяц, напротив, незначительно подешевела (в среднем на 0,4%).

Прирост цен за месяц в январе 2022 года, по сравнению с аналогичным показателем за январь прошлого года, был выше для зерновых культур и крупяных изделий (0,9% против 0,6%), а также для овощей, клубнеплодов, плантайнов и зернобобовых (5,8% против 2,3%).

В сравнении с краткосрочным изменением цен за месяц за январь 2020 года, прирост цен за месяц в январе 2022 года был выше практически по всем позициям раздела, за исключением мясной продукции (снижение на 0,4% в январе 2022 года против прироста на 0,4% в январе 2020 года) и молока, молочных продуктов и яиц (прирост на 0,4% в январе 2022 года против 1,1% в январе 2020 года).

Ведущие позиции по росту цен в годовом выражении за январь 2022 года принадлежат овощам, клубнеплодам, плантайнам, зернобобовым (26,8%) и масложировой продукции (25,0%). Третью позицию разделили фрукты и орехи, а также сахар, кондитерские изделия и десерты (по 14,4%).

Ощутимо прибавили в цене рыба и прочие морепродукты (12,2%), а также мясная продукция (10,3%). Остальные группы в данном разделе не преодолели десятипроцентный рубеж прироста цен в годовом выражении.

Годовой прирост цен в январе 2022 года, по сравнению с аналогичным показателем за январь прошлого года, был выше для овощей, клубнеплодов, плантайнов и зернобобовых (26,8% против 7,3%), готовых пищевых продуктов и прочих продуктов питания (7,6% против 7,5%), безалкогольных напитков (8,4% против 6,5%).

В январе текущего года из основных продуктов питания (исключая плодоовощную продукцию) за месяц наиболее ощутимо цены повысились на сливочное масло (1,7%), свежее молоко и пшеничную муку (по 1,3%), а также на сахар-песок (1,0%).

Снижение цен отмечено на яйца (-0,9%), рис всех сортов и рисовую сечку (-0,3%), говядину и баранину (в пределах 0,2-0,6%). Лидирующие позиции по росту цен в годовом выражении за январь 2022 года принадлежат растительному маслу (в 1,3 раза) и сахару-песку (23,7%). Незначительное снижение цен зафиксировано на рис (-0,3%) и яйца (-0,1%).

В январе 2022 года из плодоовощной продукции в лидеры по росту цен за месяц вышли баклажаны (в 1,3 раза). Кроме того, ощутимо подорожали огурцы (18,4%), помидоры и болгарский перец (по 15,9%), капуста (6,6%), яблоки (5,6%), чеснок (5,5%) и зелень (4,5%). Ведущие позиции по снижению цен за месяц принадлежат мандаринам (-6,2%) и апельсинам (-3,5%).

Тройку лидеров по росту цен в годовом выражении за январь 2022 года составили белокочанная капуста (в 1,8 раз), баклажаны (в 1,7 раз) и морковь (в 1,6 раз). Ощутимо подорожали свекла (39,8%), тыква (34,3%), свежие помидоры (32,9%). Самое значительное снижение цен, относительно января прошлого года, отмечено на свежие огурцы (-14,5%), бананы (-12,6%), а также на болгарский перец (-9,4%).

Основным инфляционным фактором в разделе «Продукты питания и безалкогольные напитки» в январе 2022 года выступил рост цен на плодоовощную продукцию. За счет сезонного повышения цен на товары данной группы сводный ИПЦ за месяц стал выше на 0,4 п.п. Весомый вклад также внесли ценовые изменения на зерновые культуры и крупяные изделия (0,07 п.п.), сахар, кондитерские изделия и десерты (0,02 п.п.), молоко, молочную продукцию и яйца (0,02 п.п.). Суммарный вклад других групп составил 0,04 п.п. При этом сдерживающим фактором послужило снижение цен на мясную продукцию, за счет которого сводный ИПЦ стал ниже на 0,04 п.п.

Наиболее значительный вклад в прирост сводного ИПЦ из групп раздела I. «Продукты питания и безалкогольные напитки» в январе 2022 года внесли ценовые изменения на плодоовощную, мясную, масложировую продукции, а также на зерновые культуры и крупяные изделия. Суммарный вклад перечисленных групп достиг 4,08 п.п.

В январе 2022 года алкогольные напитки за месяц стали дороже на 0,9%, в том числе водка и пиво – на 1,0%, коньяк – на 0,7%, вино – на 0,5%. Табачные изделия за этот же период подорожали на 0,5%, в том числе сигареты – на 0,6%, прочие табачные изделия – на 0,4%. К уровню января 2021 года алкогольные напитки прибавили в цене на 10,5%, в том числе водка – на 12,1%, коньяк – на 10,4%, вино – на 7,4%, пиво – на 7,2%. Табачные изделия, по сравнению с уровнем января 2021 года, стали дороже на 12,5%, в том числе сигареты – на 12,5%, прочие табачные изделия – на 12,4%.

Одежда за первый месяц года подорожала на 0,8%, обувь – на 0,9%. При этом значительнее других цены повысились на услуги по чистке, ремонту и прокату обуви (1,7%). В годовом выражении одежда стала дороже на 6,2%, обувь – на 5,1%. Лидерами по росту цен в годовом выражении также являются услуги по чистке, ремонту и прокату обуви (13,5%).

На фоне общего роста цен на материалы для обслуживания и ремонта жилья в январе 2022 года зафиксировано их снижение на цемент (-1,3%). Кроме того, в двух регионах отмечен рост тарифов за вывоз бытовых отходов (в Кашкадарьинской области – на 3,7%, Самаркандской области – на 16,2%). С января также повысилась плата за горячее водоснабжение (14,6%) и отопление (20,1%) в Ташкентской области.

Из основных наблюдаемых групп товаров и услуг в сфере здравоохранения в январе 2021 года наиболее значительное повышение цен зафиксировано на стоматологические услуги (2,4%). Амбулаторные лечебные и реабилитационные услуги за месяц стали дороже на 1,3%, стационарные – на 0,9%. Услуги медицинских лабораторий за месяц подорожали на 1,8%, по диагностической визуализации – на 1,7%. Первенство по росту цен за в годовом выражении принадлежит стоматологическим услугам (12,2%).

В январе 2022 года за месяц бензин снизился в цене на 3,5%, пропан – на 8,5%. Смазочные материалы, напротив, подорожали на 0,7%. Из услуг, входящих в раздел, лидерство по росту цен принадлежит воздушному транспорту (2,0% за месяц). Кроме того, ощутимо подорожали услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (1,9%).

Бесспорным лидером по росту цен в годовом выражении в разделе «Транспорт» остается бензин, который, относительно начала 2021 года, стал дороже в 1,5 раз. В январе 2022 года первенство по росту цен в данном разделе принадлежит услугам по ремонту информационного и коммуникационного оборудования (1,5% за месяц). Мобильное телефонное оборудование за этот период стало дороже на 0,7%, оборудование для приема и воспроизведения звука и изображений – на 0,4%.

Услуги по ремонту информационного и коммуникационного оборудования также вышли в лидеры по росту цен относительно января 2021 года (16,0%).

Начало года традиционно ознаменовалось повышением цен на газеты и периодические издания, которые в среднем за месяц прибавили в цене на 23,2%. Продукция садоводства, растения, семена и цветы в среднем стали дороже на 3,0%. Услуги музеев в январе текущего года подорожали на 7,2%, театров – на 3,0%, концертных залов – на 1,3%. Бесспорными лидерами по росту цен в годовом выражении за январь 2022 года среди товаров и услуг данного раздела являются газеты и периодические издания, которые, по сравнению с началом 2021 года, стали дороже на 25,9%.

В сфере платного образования в январе 2022 года за месяц было отмечено повышение стоимости обучения на курсах иностранных языков и прочих учебных курсах (0,6%). Услуги репетиторов за месяц стали дороже в среднем по республике на 0,4%. Посещение детьми негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций стало обходиться дороже на 0,7%. Лидерами по годовому приросту цен в январе 2022 года стали услуги, оказываемые государственными образовательными организациями в сфере дошкольного образования (15,0%).

Готовая пища в кафе, столовых и заведениях быстрого питания за первый месяц года в среднем стала дороже на 1,9%. Услуги гостиниц за месяц подорожали на 1,2%. Лидерами же по росту цен за месяц стали услуги центров отдыха, кемпингов и аналогичное гостиничное обслуживание, которые в январе текущего года прибавили в цене на 11,6%. Первенство по приросту цен в годовом выражении за январь 2022 года принадлежит услугам заведений быстрого питания. Относительно января 2021 года они стали дороже на 18,1%.

Стоимость страховых услуг сохранила свою стабильносить в январе 2022 года. В сфере финансовых услуг в январе 2022 года на фоне ценовой стабильности основных их видов зарегистрировано повышение платы за денежные переводы (0,1%), что связано с изменением курса национальной валюты к доллару США.

При этом в годовом выражении услуги страхования не претерпели изменений. Финансовые услуги стали дороже лишь на 0,8%.

В январе 2022 года из основных групп товаров и услуг данного раздела услуги парикмахерских (2,0%) и заведений личного обслуживания (1,2%) вновь вышли в лидеры по росту цен за месяц. Сделать ксерокопию за месяц стало дороже на 1,1%, ремонт часов – на 0,8%, дорожные товары, изделия для малолетних детей и прочие предметы личного пользования – на 0,5%, прочие приборы, изделия и товары личного пользования – на 0,6%.

В годовом выражении в тройку лидеров по росту цен, относительно января 2022 года, вошли услуги парикмахерских (25,5%), правового характера (20,7%) и ксерокопирования (17,6%).

В январе 2022 года доминирование продовольственной инфляции проявилось как в структуре сводного ИПЦ за месяц, так и в годовом выражении. Вклад продуктов питания и безалкогольных напитков в прирост сводного показателя за месяц составил 0,51 п.п., в годовом выражении он достиг 5,20 п.п.


Поделиться постом

Похожие новости