5 «Р» маркетинга узбекского винограда

5 «Р» маркетинга узбекского винограда

Согласно теории маркетинга, для того, чтобы расширить или найти новые ниши на рынке, нужно учесть 5 факторов, которые начинаются с английской буквы «Р».

В условиях резких колебаний, происходящих в конъюнктуре мировой экономики, любая страна вынуждена приспосабливаться к ним, осуществляя структурные изменения, ведя поиск новых драйверов развития. Особо острая необходимость в их осуществлении возникла под воздействием пандемии коронавируса, которая привела к замедлению темпов роста национальных экономик, падению спроса на одни группы товаров и возрастанию спроса на другие. Что касается Узбекистана, то мы почувствовали резкое падение спроса на товары и услуги, которые были призваны служить выводу нашей страны в ряд конкурентоспособных государств мира. В данном случае речь идет о природном газе, цветных металлах, текстильной продукции, сфере туризма.

Такое положение дел заставляет вести активный поиск путей выхода из вновь складывающейся ситуации, без чего невозможно предотвратить рост отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте, падение темпов роста ВВП со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями. Одним словом, нужно добиться того, чтобы, опираясь на сильные стороны экономики страны, сначала обеспечить стабильность развития, а затем дальнейшее ее ускорение.

Эксперты Мирового банка, чутко следящие за ходом происходящих в глобальном масштабе изменений, всё чаще и чаще извещают о том, что в мире ускоренными темпами растет спрос на продовольствие. Особо это касается тех его видов, которые способствуют укреплению иммунной системы человека. Неспроста ежегодные объемы реализации винограда в мире возрастают на 3,3 процента, или более чем на 300 миллионов долларов США.

Принятое в конце 2019 года и дополненное летом текущего года Постановление Президента об ускоренном развитии плодоовощеводства и виноградарства является адекватным ответом на происходящие в конъюнктуре мировой экономики изменения. Отрадно то, что эти отрасли наиболее ярко проявляют конкурентные преимущества экономики нашей страны.

Очень важно в полной мере реализовать конкурентные преимущества, которыми обладает наша виноградарская отрасль на внешних рынках. В условиях острой конкуренции на них необходимо шире использовать грамотную маркетинговую политику. Согласно теории маркетинга, для того, чтобы расширить или найти новые ниши на рынке, нужно учесть 5 факторов, которые начинаются с английской буквы «Р».

Первое. Рroduct

Это товар, с которым поставщик выходит на рынок. В нашем случае, это виноград. Благодаря своим вкусовым качествам и богатству своего состава полезными питательными веществами и элементами, виноград по объему продаж занимает второе место в мире, уступая только банану. Десять-пятнадцать лет назад Узбекистан имел все возможности, чтобы ежегодно беспрепятственно наращивать объемы его поставок на внешние рынки, но сейчас положение резко изменилось. Кто бы мог подумать, что такая страна, как Чили, благодаря маркетингу, за короткий срок отхватит 14 процентов мирового рынка винограда, а Афганистан, с его сложной внутренней обстановкой, потеснит Голландию и ЮАР, выйдя на четвертое место по экспорту винограда в мировом табеле о рангах.

У нас же не столь пристальное внимание уделяется особенностям экспортных рынков. К примеру, российские и европейские семьи не так многочисленны, как наши, и поэтому они предпочитают бескосточковый виноград с крупными ягодами, но с мелкими кистями весом от 300 до 500 граммов. А мы все еще стремимся к тому, чтобы гроздья были как можно крупнее. К сожалению, из-за недостаточного внимания к осуществлению маркетинговых исследований, равно как и к секционированию, основную массу выращиваемой и экспортируемой нами продукции продолжают составлять такие сорта винограда с косточкой, как «Хусайни», «Тоифи» и «Ризамат».

Согласно официальной статистике, площадь плодоносящих виноградников по республике на сегодняшний день превышает 100 тысяч гектаров, с которых ежегодно собирается 1,6 миллиона тонн продукции. Объективность статистических данных вызывает сомнение хотя бы потому, что более одной трети урожая приходится на долю приусадебных участков сельчан. Какая часть их продукции поставляется на рынок, это большой вопрос. Без объективных статистических данных трудно принимать обоснованные решения о дальнейшем развитии отрасли. Согласно данным Госкомстата, площади виноградных плантаций по республике сократились со 131,2 тысячи гектаров в 2016 году до 120,2 тысячи гектаров в 2019 году. В это трудно поверить. Дабы отчетность приобрела объективный характер, нужно время, чтобы перейти на новый механизм ее ведения, особенно в части приусадебных участков сельчан.

Несмотря на то, что за последние годы экспорт винограда неуклонно возрастал, в прошлом году он едва превысил 200 тысяч тонн, остальная часть направлена на промышленную переработку и внутреннее потребление. При рациональной норме потребления 14 килограммов в год население страны должно потреблять не более 500 тысяч тонн винограда, фактически в его распоряжении остается в два раза больше. Обычно, когда предложение товара превышает спрос, цена должна падать, но у нас этого не происходит. Каким бы обильным не был урожай, цена продукции еще до нового года достигает среднероссийских цен, о которых будет сказано ниже.

Достойно сожаления то, что традиционно сложившаяся структура товарных сортов столового винограда и соотношение в экспорте свежего и сушеного винограда пока не претерпевают значительных изменений.

Второе. Рlace

Это место, где расположено производство и в которое предполагается реализация продукции. С этих точек зрения Узбекистан, наряду с тем, что обладает весьма благоприятными климатическими условиями для выращивания винограда, имеет удачное географическое расположение по отношению к внешним рынкам сбыта. Здесь есть одно «но». Говоря о месте производства, следует отметить, что одна треть объема выращиваемой продукции приходится на долю Самаркандской области, в лидерах также Бухарская и Ферганская области. В дальнейшем размещение новых плантаций винограда должно производиться исключительно на научной основе, с учетом почвенно-климатических условий и в других регионах страны. Ведь речь идет о постоянно усиливающейся конкуренции на международных рынках. Не следует забывать, что наша страна расположена рядом с государствами, имеющими аналогичные, не менее благоприятные условия для выращивания винограда. Это Иран, Таджикистан и Афганистан, об огромном потенциале которого мы уже говорили.

Третье. Price

Это цена, по которой реализуется продукция. Она складывается под влиянием различных факторов, но в данное время большинство из них действуют против экономики нашей страны. Более половины экспортируемого Узбекистаном винограда приходится на Российскую Федерацию. Здесь средняя рыночная цена на импортируемый из различных стран виноград столовых сортов во время массовых сезонных поставок составляет 2,5 доллара за килограмм, однако цены на нашу продукцию на 40-60 процентов ниже. Причина в высоком удельном весе поставок винограда с косточками, ограниченном количестве дилеров, отсутствии рекламы, бренда, концентрации поставок в ограниченное число российских регионов, замедленной реакции на изменения спроса и предложения. Кроме того, практически не проводятся маркетинговые исследования в стране-импортере, внутри страны недостаточно развита инфраструктурная и логистическая сеть, не налажена система контроля качества, соответствующая требованиям международных стандартов.

Четвертое. Promotion

Продвижение товара, бренда с целью занять нишу на рынке тех или иных товаров. При правильной организации процесса продвижения винограда на международные рынки есть все предпосылки для того, чтобы размеры его экспорта уже в следующем году нарастить на 80-100 тысяч тонн, а за два года удвоить объемы экспортных поставок, причем за счет тех же традиционных сортов винограда. Не секрет, что экспортом винограда из Узбекистана занимается небольшое количество фирм и компаний, с ограниченным объемом оборотных средств. Их деятельность в централизованном порядке не регулируется. Они не наделены финансовыми и иными ресурсами для того, чтобы работать с сетью розничных предприятий России, таких как «Магнит», «Пятерочка» «Гроздь» и другие. Мало того, что им нужно поставлять качественную продукцию, но еще и в обозначенное договором время, которое расписывается не только по дням, но и по часам. Пока это не по силам ни одной отечественной фирме-экспортеру.

Известно, что никакая страна не заинтересована в том, чтобы до потребителя доходили продукты с излишним содержанием вредных веществ, в частности пестицидов. Сказать, что у нас достаточно лабораторий для анализа состояния почвы или готовой продукции, чтобы предотвратить отгрузку нестандартной продукции, никто не может. Поэтому нередки случаи возврата больших партий плодоовощной продукции и винограда санитарно-эпидемиологическими службами стран-импортеров. Нередки примеры, когда несоответствие товара стандартам страны-импортера выявляется на месте приемки, это оборачивается огромными непроизводительными затратами и, что еще хуже, отрицательно влияет на имидж страны. Учитывая постоянное усиление конкуренции на международных рынках, появление на них новых игроков, допускать такое в дальнейшем никак нельзя. Значит, должны быть приняты все меры, чтобы наша страна вместе с выходом на новые рынки постоянно улучшала свой имидж как наиболее благоприятного торгового партнера. Это требует осуществления целого комплекса мер, подкрепленных финансовыми источниками.

Достичь этого возможно только при условии создания республиканского центра маркетинговых исследований с филиалами в областях республики. Если они где-то и созданы и как-то функционируют, то явно не справляются с новыми вызовами на международных рынках.

Пятое. Рeople

Люди. Во-первых, виноград как продукт питания служит удовлетворению потребности людей в свежем или переработанном виде. У людей различные характеры, соответственно, и различные предпочтения. Некоторые люди вообще не едят виноград только из-за того, что приходится выплевывать его косточки. Если отдельные люди считают, что укреплению здоровья служит виноградный сок, то другие в этих целях выбирают вино или коньяк. И на разные предпочтения людей и должен быть ориентирован маркетинг виноградной продукции.

Но с точки зрения производства еще большее значение имеют люди, являющиеся специалистами. От их квалификации зависит, какими потребительскими свойствами обладает виноград, с какими затратами он производится, его доступность для всех слоев населения. Это говорит о том, что виноградарство Узбекистана может занять лидирующие позиции на международных рынках исключительно при наличии достаточного количества квалифицированных кадров. Достигнутый всеми вузами страны годовой объем выпуска специалистов по профилю «Сельское и водное хозяйство» едва превышает 5,5 тысячи человек. К великому сожалению, среди них нет специалистов по профилю «Виноградарь». Но в условиях усиленного внимания к развитию высшего образования это дело поправимое.

Заключение

В качестве заключения хочется отметить, что все элементы маркетинга одинаково важны при завоевании новых рынков, но в складывающихся условиях наибольшее значение приобретает продвижение товара на внешние рынки. Нетрудно представить себе ситуацию, когда сотни тысяч тонн дополнительно выращиваемого винограда не удастся поставить на международные рынки. Лучше небольшой дефицит, чем перепроизводство. Внутри страны цены упадут ниже точки безубыточности, что поставит под вопрос окупаемость внутренних и внешних инвестиций в отрасль, размер которых, по нашим подсчетам, может достичь миллиарда долларов.

Практикой доказано получение передовыми хозяйствами республики 30 и более тонн винограда с одного гектара. Опора на маркетинг, грамотная организация хранения, транспортировки и удлинение периода экспортных поставок позволят довести доход с гектара до 100 тысяч долларов США. Для этого необходима правильная реализация предусмотренных принятыми документами мер организационного, технического, финансового и маркетингового характера.

В стране/Отрасли

Илхом Вафоев, Самаркандский институт экономики и сервиса

Журнал «Экономическое обозрение» №10 (262) 2021

Поделиться постом

Похожие новости