"Вы обязательно добьётесь успеха в Новом Узбекистане!"

Визитная карточка предпринимателя

Махмудов Миробид Одилхонович в 1966 году окончил среднюю школу и поступил в Одесский технологический институт пищевой и холодильной промышленности, который окончил в 1971 году, получив специальность инженера-технолога. В 1971-1972 годах после службы в армии начал работать технологом на консервном заводе им. Кирова в Ходжаабадском районе Андижанской области. Позже работал на заводе начальником цеха, главным инженером и директором.

С 1983 года он занимал должности директора Андижанского консервного завода, председателя объединения «Мевасабзавотузумсаноат» Андижанской области, генерального директора совместного предприятия «МАСК», заместителя председателя компании «Узмевасабзавотузумсаноат — холдинг». С 2002 года до сегодняшнего дня работает генеральным директором «Комбината Ташкентвино».

Вместе со своей супругой Дилфузахон они вырастили трёх дочерей и одного сына, которые стали полезными стране и народу людьми. Все они имеют высшее образование и эффективно работают в разных сферах. В семье растут 12 внуков и 7 правнуков.

За вклад в развитие винодельческой отрасли Миробид Махмудов награжден орденом «Мехнат шухрати», Почётной грамотой Президента Республики Узбекистан, медалью «Шухрат», а также медалью «Golitsyn» Российской Федерации. Он участвовал во встречах Президента Шавката Мирзиёева с предпринимателями.

– Как начиналась Ваша бизнес–карьера? Чем был обусловлен выбор сферы деятельности?

– В своей трудовой деятельности я занимался только переработкой сельскохозяйственного сырья и производством из него готовой продукции.

Причина, по которой я стал предпринимателем именно в этой сфере, заключается в том, что в мои молодые годы сельскохозяйственная продукция, такая как яблоки, виноград, помидоры, выращивалась в нашей стране в больших количествах. Я видел, что дехкане продавали их очень дёшево, люди наслаждались ими в основном летом и осенью, так как овощи и фрукты было трудно хранить долгое воемя, небольшая часть урожая перерабатывалась, а все остальное пропадало.

Именно тогда я решил выбрать профессию, связанную с вопросами переработки сельскохозяйственной продукции и выпуском из нее продукции с более высокой добавленной стоимостью, обеспечивая тем самым население продуктами питания в течение всего года. Учёба в Одесском технологическом институте пищевой и холодильной промышленности помогла приобрести необходимые знания и навыки для осуществления моей предпринимательской деятельности.

– Рсскажите нам о текущем дне Вашего бизнеса. Что он даёт региону и потребителям?

– Хоть наша организация и называется «Комбинат Ташкентвино», на самом деле, это предприятие широкого профиля. В состав комбината входят такие крупные предприятия, выпускающие готовую продукцию, как «Бектемир» (алкогольные, прохладительные напитки, минеральная вода), «Янгийул» (ликёро-водочные изделия, коньячный спирт), «Бахмал» (водка, вино, консервы), «Ходжаабад» (водка, вино), «Zomin Brewery» (пиво), Бектемир спирт, завод по производству стеклопосуды «Campalia».

На местах функционируют такие пункты первичной переработки винограда, как «Бахмал» (Бахмальский район), «Улугбек» (Алтынсайский район), «Асака» (Асакинский район), «Дустлик-1» (Бостанлыкский район), «Дустлик-2» (Янгикурганский район), «Кибрай» (Кибрайский район), «Зангиота» (Зангиатинский район), «Абдурахмонов» (Ташкентский район), «Халкобод» (Янгиюльский район), «Ходжаабад» (Ходжаабадский район), «Чарос» (Паркентский район), «Хосилот» (Кибрайский район), которые принимают и предварительно обрабатывают виноград.

В Янгиюльском районе запущена «Ташкентская трикотажная фабрика». На предприятии создано 220 новых рабочих мест. На него привезли современные станки из Японии, Германии, Италии, Китая и Турции. Фабрика производит десятки видов качественной и стильной одежды и другой текстильной продукции.

В Ходжаабадском районе построили крупный логистический центр, а также современные холодильные камеры в МСГ Барданкуль (на 600 тонн) Юкоричирчикского района, в городе Ташкенте (на 4000 тонн) и Зааминском районе (на 1000 тонн). В системе комбината имеется цех, где занимаются разработкой дизайна бутылок, а также специальный автопарк из 100 автомобилей для перевозки сырья и готовой продукции.

Комбинат старается создать свою сырьевую базу. В частности, в Зааминском районе Джизакской области имеется 804 га посевных земель. Из них 500 гектаров виноградников принадлежат пивоваренному заводу «Zomin Brewery». На другой территории Заамина заложено 273 га виноградников и 30 га фруктовых садов. В Бахмальском районе созданы 198 га виноградников, 56 га фруктовых садов, в Бостанлыкском районе — 18 га виноградников, 10 га овощных плантаций, в Юкорчирчикском районе — 87 га яблоневых и 18 га черешневых садов, в Ахангаранском районе — 39 га яблоневых садов и 3 га овощных полей, в Янгиюльском районе — 30 га виноградников, 248 га фруктовых садов и виноградников. Все они оборудованы системой капельного орошения и шпалерами.

В Уртачирчикском районе Ташкентской области на площади 64 га построены предприятие по переработке сельхозпродукции, дехканский (продуктовый) рынок, а в Бектемирском районе — крупный торговый комплекс (гипермаркет) Food city общей стоимостью 65 миллионов долларов.

Объекты, действующие в системе комбината, резко увеличили возможности своевременной и качественной переработки фруктов и овощей, производства из них готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, бесперебойного снабжения населения продуктами питания в течение всего года, экспорта готовой продукции в большом количестве за границу, а также создали тысячи новых рабочих мест и стали одним из крупнейших налогоплательщиков.

– Пить воду из пластиковой бутылки уже стало обычным случаем. Но именно вы были первыми в Центральной Азии, кто начал разливать питьевую воду в пластиковые ёмкости. Расскажите, как появился этот проект.

– Предприниматель всегда должен стремиться к новшествам. Узбекские предприниматели издревле были лидерами во всем регионе, а также по Великому шёлковому пути благодаря своей предприимчивости. Если предприниматель не внедряет новшества, то его бизнес может быстро прийти в упадок. Эту работу я реализовал в 1993-1997 годах, когда работал генеральным директором совместного предприятия «МАСК», расположенного в селе Куйганёр вблизи города Андижан.

Узбекско-британское совместное предприятие «МАСК» в основном занималось производством томатного соуса, кетчупа, газированной и негазированной воды. В то время минеральные воды расфасовывались только в стеклянные бутылки. На рынке было много других производителей. Когда я ездил за границу, то увидел как минеральную воду наливают в пластиковую ёмкость. Тогда ко мне пришла идея наладить это дело на нашем совместном предприятии. Я начал изучать этот вопрос. Ни в одной стране Центральной Азии минеральная вода не разливалась в пластиковую тару. Но было ясно, что эта работа была очень прибыльной.

После нескольких месяцев подготовки нам удалось привезти эту технологию и технические средства итальянской фирмы «ВИРМАУРИ» и установить их на заводе. В продажу поступила вода в пластиковых бутылках емкостью 0,25 л, 0,5 л, 1,5 л. Производство пластиковой тары и крышек к ней тоже было налажено совместно с фирмой «Vir Mauri» в Куйганёре.

Следует признать, что этот проект оказался чрезвычайно успешным. Вода в пластиковой таре стала очень популярна во всех регионах Узбекистана, особенно в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области, где в то время была нехватка чистой питьевой воды.

Стоимость пластиковой тары конечного продукта и его дальней транспортировки также были значительно дешевле по сравнению со стеклянной тарой. Поэтому было очень удобно вывозить его за границу. В то время мы продавали большое количество минеральной воды «Tyan-Shan» в соседние страны. Мы до сих пор продолжаем этот бизнес.

Говоря о пластиковых бутылках, уместно сказать и о том, как комбинат организовал упаковку своей продукции в выпускаемую им стеклянную тару. Дело в том, что раньше вид стеклянной тары, используемой для разлива алкогольных, прохладительных напитков и минеральных вод, не обладал разнообразием, высоким качеством и дизайном. В большинстве случаев стеклянная тара импортировалась из России и других стран.

«Комбинат Ташкентвино» и в этом вопросе произвёл большие перемены в нашей стране. Все напитки, выпускаемые на комбинате, начали разливаться в свои стеклянные бутылки. Бутылки стали изготавливаться изысканно, качественно, красиво — на уровне исскуства. Тот факт, что мы полностью обеспечили собственные потребности в стеклотаре, позволил заместить импорт и сэкономить большое количество иностранной валюты, которая ранее тратилась на ее покупку за рубежом.

– Как оценить социальную значимость вашего бизнеса? Какую социальную политику проводит ваш комбинат в отношении нуждающихся групп? Каков социальный пакет и уровень доходов ваших сотрудников?

– Социальную значимость моего бизнеса можно оценивать по-разному. Прежде всего, многие сотрудники предприятий и организаций, входящих в комбинат и его систему, обеспечены высокооплачиваемыми рабочими местами. Кроме того, мы относимся к категории крупных налогоплательщиков и платим очень большую сумму налогов в государственный бюджет.

Руководство «Комбината Ташкентвино» подписало Коллективный договор на 2023-2026 годы в целях поддержки рабочих и служащих. В этом договоре определен ряд финансовых мер. В частности, рабочим и служащим один раз в год предоставляется льготный дополнительный отпуск к трудовому отпуску. В целях контроля и восстановления здоровья все сотрудники комбината раз в год проходят медицинское обследование за счёт комбината. Ежегодно рабочие и сотрудники бесплатно обеспечиваются специальной зимней и летней одеждой. Малообеспеченным сотрудникам оказывается финансовая помощь. Женщинам выплачивается пособие по родам.

Для работников созданы условия для отдыха в санаториях Республики Узбекистан, а для их детей — в детских лагерях. В целях поддержки молодых семей сотрудникам, создающим семью, вручаются ценные подарки. Детям сотрудников оплачивается сумма обучения по контракту. Организуются праздники, на которых всем раздаются подарки.

– Вы предприниматель международного уровня и имеете большой опыт. В связи с этим, как вы оцениваете с точки зрения бизнесмена бывшую советскую эпоху, период до 2016 года и сегодняшний день?

– Это очень болезненный вопрос. Ведь у меня было много знакомых, которые имели очень высокий потенциал, но были «сломаны» из-за препятствий, которые стояли перед предпринимательством в бывшей советской эпохе. Советское правительство пошло по пути уничтожения предпринимательского мышления и потенциала наших предков, отобрали все материальные блага у богатых людей, имущество дехкан и ремесленников среднего класса, многие были сосланы в другие страны, многие сами уехали за границу. Наша нация, веками поражавшая мир высоким уровнем предпринимательства, в советское время начала терять это качество.

Правда, определённая работа в направлении реабилитации предпринимательской деятельности была проделана еще в ранний период независимости. Однако вопрос о восстановлении предпринимательского мышления у народа на повестку дня тогда не был поставлен. Быть предпринимателем оставалось очень трудным делом.

В «Стратегии действий» была поставлена задача реализации принципа «Если народ богат, то и государство будет богатым и сильным», в то время как с 1917 по 2016 годы в нашей стране проводилась совершенно противоположная этому политика. То есть «пусть государство будет богатым, но народ не может быть богатым». Именно поэтому я считаю, что идея главы нашего государства о том, что «Если народ богат, то и государство будет богатым и силным» достаточно велика, чтобы произвести революцию в нашем мировоззрении. Наш Президент не ограничивается пропагандой этого лозунга, а реализует масштабные практические меры по восстановлению и совершенствованию предпринимательского мышления нашего народа.

Для этого прежде всего был создан совершенно новый и отвечающий современным требованиям механизм широкого развития предпринимательства и защиты его прав. С этой целью разработаны новые законы и порядки, внесены соответствующие изменения в существующие. Упрощена система получения разрешения на открытие бизнеса, многие виды лицензий вообще отменены. Введена возможность получения документов для открытия бизнеса из одного места — от Агентства государственных услуг в короткие сроки по принципу «одного окна», в то время как раньше эти документы собирались от десятков организаций в течение нескольких месяцев.

Создана система обеспечения ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство, воспрепятствование и необоснованное приостановление предпринимательской деятельности, а также взыскания ущерба, причинённого субъектам предпринимательства, непосредственно с виновных. Все виды внеплановых проверок субъектов предпринимательства отменены. Сегодня под руководством Президента Шавката Мирзиёева все руководители оказывают всестороннюю поддержку предпринимателям.

– Какие указы, постановления и меры, подготовленные и принятые для поддержки предпринимательства в нашей стране, оказали наиболее благотворное влияние на Ваш бизнес и в чём это проявилось?

– Многочисленные указы, постановления и меры по развитию предпринимательства, его государственной поддержке, освобождению от таможенных пошлин при ввозе оборудования и материалов из-за границы, поддержке экспорта оказали большое положительное влияние на наш бизнес. В частности, до 2016 года мы были обязаны экспортировать продукцию за границу, но большую часть экспортной выручки вам приходилось продавать государству по курсу Центрального банка. То есть нас фактически наказывали за экспорт. Таких препятствий было много.

В новом Узбекистане были сняты все препятствия, стоящие перед предпринимательством и, особенно, организациями-экспортерами, а вместо них были предоставлены льготы. В результате объём и география экспорта резко возросли. Рассмотрим это на примере алкогольной продукции, которую труднее всего экспортировать за границу. В 2016 году комбинат реализовал за границу алкогольной продукции на 3,7 миллиона долларов. Сумма этого показателя увеличивалась с каждым годом и в 2023 году достигла 12,7 миллиона долларов. Продукция комбината экспортируется в такие страны, как США, РФ, Германия, Китай, Южная Корея, Индия, Израиль, Латвия, Эстония, Монголия, Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан.

Качество продукции комбината высокое, она получила множество медалей на международных конкурсах. В частности, на международном конкурсе в Гуанчжоу (2015 год) вино «Фергана» завоевало золотую медаль, вино «Ташкент» — серебряную медаль, а на международном конкурсе «Ялта. Золотой грифон – 2015» коньяк «Узбекистан» удостоился Гран-при, вина «Фаргона» и «Кагор» золотых медалей. Приведём один пример. В 2015 году бутылка вина «Фаргона» комбината была продана на аукционе в китайском Гуанчжоу за 3000 долларов. Так, в будущем открываются возможности для дальнейшего увеличения объёмов экспорта и реализуются меры по его эффективному использованию.

Подписанный 3 июня 2024 года Указ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «Об усилении мер по регулированию рынка алкогольной и табачной продукции и предупреждению её незаконного оборота» также предоставил более благоприятные условия для нашего бизнеса. Потому что несанкционированное производство алкогольной и табачной продукции, то есть контрафактная продукция, наносит серьезный вред здоровью потребителей.

В этом указе установлены меры по внедрению эффективной системы контроля в сфере производства и реализации алкогольной и табачной продукции, прекращению её незаконного оборота, развитию здоровой конкурентной среды для ведения бизнеса, защите прав потребителей. Особое внимание было уделено вопросам сотрудничества с компетентными органами в области предотвращения, выявления и пресечения незаконного производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также устранения причин и условий, способствующих этому.

– Какие проекты Вы разрабатываете или планируете сегодня? Как повлияют на Ваши планы задачи, направленные на углубление реформ и поддержку предпринимательства на 2024-2030 годы?

– Мы работаем над рядом масштабных проектов, используя огромные возможности, созданные для развития предпринимательства в нашей стране за последние годы.

Мы создаём общество с ограниченной ответственностью «ECO MILL COMPANY» в Бектемирском районе. В рамках данного проекта имеется мельница мощностью по переработке 70 тысяч тонн зерна в год, выпуску 17 тысяч тонн различных коротких макаронных изделий и 4 тысяч тонн спагетти. Цель этого проекта — производить высококачественную мучную и макаронную продукцию для жителей нашей страны и экспорта в соседние страны. Оборудование высокотехнологичное и будет привезено из Турции. Поскольку у нас уже есть здания для этого проекта, мы не будем тратить на него слишком много. Планируем потратить около 70 миллиардов сумов на оборудование и его монтаж.

Нас вдохновляют меры, направленные на углубление реформ и поддержку предпринимательства в нашей стране на 2024 и 2030 годы, и мы прорабатываем ряд проектов для реализации в ближайшем будущем.

– Какой совет Вы дали бы молодым людям, идущим в бизнес?

– В Новом Узбекистане созданы большие возможности для того, чтобы стать предпринимателем. Государство создало систему всесторонней поддержки молодых людей, желающих начать собственный бизнес. Им предоставляется стартовый капитал, а также льготы при получении кредитов. Но как бы ни помогало государство, трудно добиться больших результатов в бизнесе, если человек сам не будет стараться.

Поэтому, чтобы добиться успеха в этой сфере, человек должен прежде всего получать знания, неустанно учиться и быть в поисках. Знание иностранных языков также очень важно. Потому что предприниматель должен как минимум выучить английский, чтобы вести международный бизнес. Если кто-то намеревается сотрудничать с определенной страной, скажем Кореей, знание корейского языка, истории, культуры и обычаев, несомненно, окажет очень положительное влияние на работу.

«Одинокой лошади» будет трудно добится успехов в бизнесе. То есть больших результатов проще добиваться совместно. Поэтому желательно овладеть навыками формирования команды из образованных, умных и целеустремленных людей и разумно управлять ею. Глубокое знание наших национальных ценностей и следование им очень важно в бизнесе, но важно также знать общечеловеческие традиции и стандарты.

Не забудьте также ещё одну вещь. Всё нажитое на «тот свет» не унести. Вы заработали много денег с помощью своей команды. Поэтому будьте щедры, всегда помогайте членам коллектива, будьте осведомлены об их состоянии, навещайте их. У молодежи, способной проявить в себе такие качества, есть прекрасный шанс стать успешным предпринимателем. Так как вы обязательно добьетесь успеха в Новом Узбекистане, где развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач государства!

Одил Олимжонов, ЦЭИР

Журнал "Экономическое обозрение" №7/2024

Поделиться постом

Похожие новости